Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A
г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 13

Переживание ребенком горя утраты

Утрата родителей, пожалуй, самое страшное горе в жизни ребёнка. Родители умирают или их лишают родительских прав, ребёнок попадает в реабилитационный центр или больницу – и это становится самым значительным травмирующим событием в жизни ребёнка. И даже вынужденную разлуку с родителем, лишенным родительских прав, ребёнок воспринимает почти как их смерть.

Существует миф: "Дети не понимают, что такое смерть, и поэтому не могут горевать". Но дети могут и умеют горевать, хотя часто это проявляется иначе, чем у взрослых: дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути, только один – стараться не думать о том, что с ними случилось.

И точно так же как и взрослые, ребенок проходит все стадии переживания горя и утраты:

  1. 1. Шок и оцепенение. Продолжительность – от нескольких секунд до нескольких недель. Здесь может быть утрата аппетита, мышечная слабость, малая или полная неподвижность, амимичность, явления деперсонализации ("Этого не может быть!", "Это случилось не со мной!"), ощущение нереальности происходящего. И в этой ситуации нередко внешнее спокойствие, невозможность заплакать зачастую расцениваются окружающими людьми как эгоизм и вызывает упреки. Подобные переживания могут внезапно смениться острым реактивным состоянием. Чем дольше длится этот период, тем тяжелее последствия. 
  2. 2. Фаза отчаяния (в среднем длится до 40 дней). Здесь состояние острой тревоги, бессонница, амнезия, реакции ухода, оцепенение, соматическая симптоматика. 
  3. 3. Стадия навязчивости. Взрывные реакции, эмоциональная лабильность (подвижность психики), постоянное возбуждение, нарушение сна. 
  4. 4. Стадия прорабатывания проблемы. Просто осмысления и переоценки своего прошлого недостаточно для освобождения от него. Прошлое надо не только осмыслить, но и оплакать. В этот период происходят самые важные и трудные для человека эмоциональные события: понимание, осознание причин травмы и горя, оплакивание потери. Своеобразный девиз этого этапа – "простить и проститься". 
  5. 5. Стадия принятия. Возможность строить планы на будущее.

 

Очень важно, чтобы в этот момент ребенка окружали значимые взрослые, однако при этом способность ребёнка справляться со стрессом зависит от многих факторов:

— социальное и эмоциональное благополучие ребёнка в момент травмы;
— опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;
— присутствие и забота близких ребёнку людей в момент травмы;
— индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.

В каждом возрасте разный набор эмоциональных реакций ребенка на потерю родных. Для новорожденного в  новом и непонятном мире, если его бросила или умерла мать, нет никаких связующих нитей, мир становится еще более непредсказуемым и страшным. И таково первое, а значит, очень глубокое ощущение ребенка от жизни в целом – ужас, боль, страх и непонимание, что делать.

На практике часто сталкиваемся с такими мифами как: «ребенок слишком мал, чтобы что-то понять», «он вообще не может чувствовать». К сожалению, это не так.

Наша многолетняя практика говорит о том, что даже если ребенок не в состоянии понять значения слов, он точно может считать посыл человека, его тембр голоса, интонацию и почувствовать взрослого, который готов взять ситуацию под контроль, готов показать, что у него есть способы с ней справиться.

Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Дети более старшего возраста – дошкольники, школьники в момент переживания горя очень часто замыкаются в себе. 

У школьников страдает внимательность, взаимодействие со сверстниками, успеваемость. Ребенок просто не в состоянии воспринимать новый материал, находясь в глубокой тревоге и переживаниях. 
Это может быть молчаливый уход или взрыв слез. 

На любом этапе ребенку нужны любовь и внимание, возможность расслабиться, погоревать, поговорить об ушедшем родственнике. Если ребенок достаточно большой, следует дать ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет себя чувствовать одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых. 

Специфика переживания детьми горя заключается еще и в том, что период острой реакции у них обычно короче, чем у взрослых (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями горе оживает опять: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами, и только я пришел с папой».

Подростки, пережившие смерть родителей, находятся в состоянии мощного психологического кризиса и испытывают сильнейшие негативные переживания – боль, раздражение, агрессию, утрату смысла жизни. Естественно, что все метаморфозы, происходящие в их душе, скрыты от общественного взгляда, но во внутреннем мире отношения и ценности могут меняться кардинально.

Потеря родителей представляет собой мощный психологический кризис, в который вовлекается ребенок, и его переживания могут не находить выхода, вследствие чего он их блокирует и формируется неспособность к вербализации собственных эмоциональных переживаний. 

Существует немало историй из практики психолога, когда родители из «лучших побуждений» скрывают факт свершившегося горя. История Кати С., девочки у которой имелась травма не пережитого горя. Бабушка от нее долгое время скрывала смерть матери, говоря, что мама уехала. Когда «неожиданно» правда раскрылась, с ребенком случилась истерика. На сегодняшний день девочка находится в глубокой депрессии, а учитывая подростковый возраст, ее эмоциональное состояние очень сложно поддается стабилизации. В связи с этим страдают многие психологические функции ребенка.

Большая ошибка взрослых заключается в том, чтобы оградить ребенка от эмоционального потрясения. Создается видимость что «ничего не произошло», взрослые замолкают на тему горя, при появлении ребенка. У ребенка как бы отнимается право выражать свои страдания. В этой ситуации ребенок остается один на один со своим переживанием: «Только я один страдаю, горе только у меня».

Поддержка семьи необходима для ребенка: 
- объясните ребенку факты простым языком; будьте осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в подробностях. Ребенок сам будет задавать вопросы по мере их возникновения, пытаясь осознать ту или иную реальность; 
- если вы не в состоянии ответить на появившиеся вопросы, то, вероятнее всего, лучше ответить так: "Я не знаю ответа, но, возможно, мы найдем кого-нибудь, кто сможет помочь нам"; 
- используйте правильный, точный язык, употребляя также слова "мертвый" и "умер". Избегайте таких фраз как "он спит…", или "Бог забрал ее…", или "он ушел…"; 
- задавайте вопросы; например такие как: "Что ты чувствуешь?", 
- объясните свои чувства вашему ребенку, особенно если вы плачете. Позвольте детям тоже плакать. Мы являемся моделью для них. Для детей вполне приемлемо и полезно видеть нашу грусть и разделять наши чувства; 
- называйте умершего по имени, когда говорите о нем; 
- принимайте во внимание возраст и уровень восприятия вашего ребенка. Ведите разговор на соответственном уровне; 
- в беседе говорите о таких чувствах как гнев, грусть, ответственность, боязнь, угнетенное состояние, желание плакать или даже умереть; 
- поговорите о воспоминаниях, как о хороших, так и не очень; 
- наблюдайте за изменениями в поведении вашего ребенка. Если они вызывают беспокойство, то обратитесь за профессиональной помощью; 

Задача психолога – помочь ребенку принять жизнь. Но наряду с этим следует понимать, насколько важную роль играет семейное окружение ребенка и их помощь. Прогноз выхода из периодов горевания зависит от выраженности травмы и уровня развития личности ребенка к моменту нанесения травмы. Те дети, которые сумели найти цель в жизни, которые считают, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действии, успешно преодолевают тяжелые последствия травмы. Изменяют состояние ребенка и ситуации, в которых он глубоко переживает происходящее: ситуации, где он является не наблюдателем или читателем, а активным участником.

Эффекты травматического опыта быстро минимизируются, когда у ребенка дома и в школе сложились хорошие стабильные отношения. В иных же условиях травмированная личность испытывает и сообщает о чувстве полного одиночества, как во время, так и после травматического события.

горе


 

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Записаться на консультацию

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!