Что такое "эмоциональный интеллект" и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Сегодня наукой доказана важность уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) на пути к жизненному успеху. И современным родителям стоит уделять больше внимания его развитию. Детские образовательные учреждения внедряют в учебный процесс техники повышения ЭИ у детей, однако, основная работа все же ложится на плечи мам и пап, если, конечно, они хотят, чтобы их ребенок смог реализовать свой потенциал на 100%.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Крайне важно научиться сознательно управлять эмоциями, своим поведением.
Ученые сходятся во мнении, что ЭИ повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее, развитием эмоционального интеллекта нужно начинать заниматься с раннего детства. От родителей во многом зависит качество этого развития. Позитивный личный пример и стратегия воспитания формируют основу эмоционального интеллекта, которая затем «шлифуется» в детском саду или школе. Как реагирует родитель на ситуации вокруг него, так и ребенок будет реагировать, если его этому учить, направлять, помогать, показывать пример и комментировать проявления эмоций окружающих людей.
Ранний возраст (с рождения до 3 лет). В первые месяцы жизни малыш учится распознавать эмоции мамы с папой, затем он пытается «вернуть» им улыбки и смех, отзеркалить их. Это — первое общение. В дальнейшем эмоции становятся главным ориентиром в мире: ребенок ищет одобрения своих намерений и действий в выражении лица мамы, доверяет только добрым улыбающимся людям, распознает враждебную интонацию. К трем годам он умеет не только считывать настроение родителей, но и понимает, как его можно использовать для достижения своих целей.
Дошкольный возраст (4-7 лет). Дошкольный возраст начинается с пресловутого «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой, он пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно это сопровождается негативизмом, протестами, эмоциональными всплесками.
Родители оказываются к этому совершенно не готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие к родителям останутся непоколебимыми.
После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжении целого дня и без мамы. Это очень эмоциональный период, малыш испытывает колоссальный стресс. Задача родителей научить ребенка понимать что происходит, показать, что проявление эмоций это нормально и научить малыша контролировать свои чувства, гнев, агрессию. Проговаривая их вслух, рисуя на бумаге, разукрашивая, вылепляя и т.д. Показать адекватный выход негативным эмоциям.
Школьный возраст (7-11 лет). В школе ребенок выходит на новый уровень развития эмоционального интеллекта. Ему становится доступна эмпатия — понимание чувств других людей. Он учится ставить себя на их место, сопереживать им, видеть их ошибки, давать оценку чужим поступкам. Задача родителей – интересоваться внутренним миром ребенка, поддерживать его, направлять его эмоциональный интеллект.
Начальная школа способствует развитию положительных качеств ребенка: доброты, отваги, чести и сострадания. Благодаря изучению сказок, притчей и басен младшие школьники знакомятся с понятием морали. В процессе общения с одноклассниками и учителями у ребят развиваются коммуникативные навыки, они все больше отдаляются от родителей и становятся самостоятельными.
Подростковый возраст (12-17). Включение эндокринной системы в развитие ребенка способствует нестабильному проявлению эмоций и чувств у подростка, с которыми он не всегда может совладать. Подростки начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам. И часто, в обращении к психологу, озвучивается запрос – Я не понимаю, что происходит со мной. Они пугаются проявления собственных эмоций.
Поддержка и пример родителей на каждом этапе развития ребенка способствует развитию устойчивой психологической личности. Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Признаки низкого эмоционального интеллекта ребенка:
•он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;
•ребенок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не понимает, к чему может привести его несдержанность;
•не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;
•ребенку не свойственно говорить о своих чувствах, он не может сказать вам, что ему обидно, грустно или весело.
Если вы наблюдаете эти признаки, не отчаивайтесь — никогда не поздно начать развивать ЭИ.
Советы и рекомендации родителям:
1. Карточки со смайликами с различными эмоциями с одной стороны (радость, грусть, восторг, страх, задумчивость и т.д.) и названиями этих эмоций с другой. Играть можно двумя способами:
•попросить ребенка угадать каждую эмоцию, проверить ее название;
•попросить изобразить написанную эмоцию, сверить с изображением.Такая игра развивает не только эмоциональный интеллект, но и актерские способности, делает ребенка более раскованным.
2. Кукольный театр. Театральная постановка сказок с любимыми игрушками в качестве персонажей закрепит прочитанное, позволит лучше понять чувства героев и мораль произведения. Разумеется, ребенок должен принимать участие в спектакле, озвучивать один или несколько персонажей.
3. Импровизация. Родители с ребенком придумывают персонажей и ситуацию, а которой они оказались, а затем развивают ее в процессе ролевой игры. Например, Колобок и Винни-пух отправились на рыбалку или Лисичка пришла лечить больного Серого Волка.
4. Составление историй по комиксам. Детская фантазия не знает границ, это качество можно использовать во благо. Предложите ребенку серию из картинок, либо одну картинку, на которой изображена ситуация с несколькими персонажами. Пусть ребенок придумает сюжет, расскажет, что произошло с героями, что они чувствуют. Возможно, он сформулирует продолжение истории и даже нарисует его. Внимательно слушайте ребенка, мягко указывайте на его ошибки, объясняйте, почему он неправ и не забывайте хвалить за логику!
Советуем прочитать
•Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
•Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
•Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
•Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
•М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
•серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».