Затруднения, мешающие ребёнку научиться быстрому чтению
Затруднения, мешающие ребёнку научиться быстрому чтению
Рассмотрим основные причины, почему дети медленно читают и не понимают прочитанное
1.Неправильное движение глаз во время чтения. Есть замечательный способ проверить, как движутся глаза ребенка во время чтения. Попросить последить за кончиком ручки, которую вы двигаете влево - вправо в 30 сантиметрах от лица ребенка. Если ребенку тяжело следить за ручкой, то его глаза движутся рывками, значит, то же самое происходит и при чтении. Движения должны быть плавными, без резких скачков, глаза скользят по строчке.
2.Избыточная артикуляция при чтении. Использование во время чтения артикуляционного аппарата: губ, языка, челюсти. Чем быстрее читаем, тем менее выраженными становятся эти движения. На стадии совершенствования навыка чтения надо научить ребенка правильно артикулировать, выговаривая до конца все слова. После того как мы довели артикуляцию до хорошего уровня, можно начать от нее избавляться. У ребенка с дислексией это может вызвать следующие проблемы:
- с орфографией;
- с проговариванием слов;
- с правильным чтением некоторых слов;
Поэтому на данном этапе очень важна выработка правильной артикуляции.
3.Регрессии. Регрессия - возвратное движение глаз при чтении. При медленном чтении регрессия возникает у среднестатистического школьника часто от 8 до 20 раз.
4.Узкое поле зрения. Медленное чтение происходит из-за маленького участка ясного видения. Медленно читающий ребенок одновременно видит от 2 до 6 символов( букв). После тренировки обзор увеличивается от 8 до 20 символов, воспринимаемых сразу. Например, читаем фразу «Кот пьет молоко». Прочитали «кот», в голове появился образ. Черный, серый, рыжий, спит, гуляет, у каждого свой кот.
Прочитали «пьет». Вода, валерьянка, молоко. Кот может пить что угодно.
Прочитали «молоко». И у вас выстроился целостный образ. Представьте, сколько операций проделал мозг ребенка, а если он еще и читает по слогам, это усложняет весь процесс овладения навыком чтения.
5.Неустойчивое внимание. Необходимо работать над навыком концентрации внимания.
6.Маленький словарный запас. Мозг воспринимает каждое слово целиком и чем больше знакомых слов, тем быстрее подобрать пример. Доведенные до автоматизма 300 самых распространенных слов сильно повышают скорость чтения ребенка.
7.Отсутствие стратегии чтения. В голову ребенка надо вложить одну мысль: цель чтения - понимание прочитанного. Ребенок должен будет читать и понимать о чем прочитал, уметь пересказать текст.
Только преодолев вышеперечисленные трудности, ребенок научится быстро читать и лучше понимать прочитанное.