Психологическое здоровье семьи – залог благополучия детей
Адекватное развитие и благоприятное эмоциональное состояние детей напрямую зависит от методов воспитания и психологического климата в семье. Основными элементами выполнения этих условий и родительских функций в целом является наличие физических, материальных и психологических ресурсов родителей.
Если физические и материальные ресурсы - здоровье, финансы, безопасные условия проживания понятны всем, то психологическое здоровье и то, что стоит за ним, не совсем доступно для понимания.
Давайте определимся, что мы понимаем под психологическим здоровьем. Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия и адекватного отношения к окружающему миру, которое является необходимой частью жизни человека и его полноценного развития. Психологически здоровый человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
Психологическое здоровье семьи – комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи. Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности её членов от негативного воздействия различных факторов, снятия отрицательной эмоциональной напряженности.
Семья – сложная социальная система и, как всякая система, стремится к равновесию, что является основным признаком психологического здоровья. Вместе с тем, семья – развивающаяся система, и ей свойственны нарушения равновесия. Факторами, вызывающими эти нарушения (стрессорами), могут быть различные обстоятельства: изменения в составе семьи, физическое здоровье членов семьи, материальные трудности.
Задача родителей - формировать и сохранять психологическое здоровье детей. Забота о психологическом здоровье детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям; отношению к себе, сверстникам, окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Для того чтобы реализовывать все эти составляющие, родителю в первую очередь нужно самому иметь ресурсное состояние. Здесь работает правило кислородной маски, как в самолете: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка». Ведь в жизни ребенка достаточно часто случаются ситуации нехватки «кислорода» и для поддержания жизнестойкости ребенка необходимо поддерживать себя. Это и есть ответственность родителя. Следует учитывать необходимость профилактики эмоционального напряжения и восполнения своих ресурсов. Родителю важно уделять время себе и своим интересам, эмоционально переключаться с трудовой деятельности на воспитание ребенка, понимать и различать фазы стресса для того, чтобы экологично выходить из этих состояний. Помните! В состоянии стресса, физической усталости вы не сможете дать ребенку столько внимания и заботы, сколько необходимо ему и сколько хотите дать сами. Позаботьтесь о самом себе, дайте себе время для отдыха, придите в ресурсное состояние. И только потом эмоционально и с новыми силами продолжайте исполнять свои родительские обязанности.
Для формирования жизнестойкого поведения и поддержания психологически ресурсного состояния у ребенка, психологи дают следующие рекомендации:
1. Телесная поддержка. Объятия, похлопывание, поглаживание по плечу, спине, локтевому сгибу. Телесная поддержка - самый первый опыт получения сигнала «ТЫ В БЕЗОПАСНОСТИ», который ребёнок получает в первые месяцы при контакте с матерью.
2. Тактичность, уважительное отношение. Не лезть с расспросами, а выслушать деликатно, без оценок и советов, когда ребёнок сам захочет выговориться.
3. Признание наличия у ребёнка необходимых ресурсов: «Я верю, что ты справишься, и если нужна будет моя помощь, обращайся». Эта вера в ребёнка обратит его к собственным ресурсам, не даст впасть в состояние жертвы.
4. «Ты такой не один», привести примеры людей, которые справились.
5. «Так случилось» - безоценочное принятие ситуации, не выдвигая никаких догадок, обвинений, и т. п.
Для этого требуется большая работа. Необходимо понимание знание себя, своих интересов и потребностей, самовоспитание и дисциплина, способность принимать решения, умение находить разные варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов. Умение радоваться новому дню, поддерживать и помогать людям вокруг.