Психологический смысл сепарации
Психологический смысл сепарации
_______________________
Сепарация - это процесс отделения ребенка от родителей, он влечет за собой перестраивание взаимоотношений от иерархических к паритетным и, соответственно, трансформацию всей семейной системы. Ребёнок становится самостоятельным, независимым и в полном смысле взрослым. На самом деле этот процесс начинается еще при отказе от грудного кормления. Затем ребенок идет в детский сад, начинается процесс обучения в школе, получение профессионального образования. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Не забывайте и про подростковый возраст – когда подростки начинают ориентироваться уже не на мнение родителей, а на первый план выходит социальное окружение ровесников. На каждом из этих этапов родительского участия в жизни ребенка должно становится все меньше. На это влияет и объективные факторы и внутренние (стремление ребенка к самостоятельности). По сути ребенок проживает процесс отделения от родителей и выходит в самостоятельную жизнь целостной личностью.
Прежде всего, сепарация - это процесс. Он глубокий, многосоставной, поэтапный и растянут во времени.
Завершенный процесс сепарации состоит из в 4-х компонентах:
- Эмоциональная сепарация – взрослый ребенок не имеет эмоциональной зависимости, не ищет потребности в признании или положительной оценки от родителей;
- Аттитюдная сепарация – взрослым ребенком выстроена своя картина мира, он способен оценивать ситуацию на основе своих выработанных критериев и личного опыта;
- Функциональная сепарация – взрослый ребенок проживает на отдельной территории, способен обеспечивать и обслуживать себя самостоятельно;
- Конфликтологическая сепарация – конструктивное разрешение конфликтных ситуаций с родителями и выстраивание сотруднических взаимоотношений.
Завершением этого процесса можно считать осознанное решение ребенка (молодого человека) отделиться от родителей, быть полностью автономным и в перспективе готовым к созданию собственной семьи и рождению детей.
Но на пути к формированию зрелой личности зачастую встают сами же родители. Естественно, делают они это бессознательно и не специально. Так происходит из-за наличия каких-либо вторичных выгод и страхов. Отделение ребенка от родителей может означать для них потерю ценности, ощущения ненужности и брошенности. Также полная автономность ребенка может приводить к ловушкам рефлексии: «если ребенок со мной не советуется, не просит помощи – значит я плохой родитель». Такие умозаключения родителей иррациональны, но присутствуют в сознании. И для того чтобы разрешить это внутриличностное противоречие родители прибегают к гиперопеке (принимать за него все решения) или манипуляциям (вызывать чувство вины) с целью поддерживать свою значимость в жизни ребенка. Таких вариантов поведения со стороны родителей больше, они многообразны, но являются деструктивными. Если родитель самостоятельно и намеренно тормозит этот процесс, то ребенок не всегда способен услышать свой внутренний позыв к индивидуации, выбору собственного пути, так как мнение родителей все еще крайне важно для него, и он может быть не готов к решению таких сложных жизнесмысловых задач. Скрытая выгода ребенка в таких обстоятельствах заключается в экономии сил, эмоциональных ресурсов, материальная выгода, в конце концов.
Но рано или поздно момент физического отделения настает (в случае смерти родителей) и тогда этот ребенок в теле взрослого остается один на один со своими проблема и угрозами внешнего мира.
Проявленность и участие ребенка в жизни социума с взрослением должна увеличиваться, и ребенку необходимо быть готовым к трудностям жизни, которые в любом случае встретятся на его пути.
Что делать родителям. Задача родителей создать условия для обретения ребенком самостоятельности: воспринимать ребенка как отдельную личность, cпособную принимать решения и имеющую право на собственное (отличное) мнение.
Родителям не стоит тревожиться и проявлять гиперопеку – ребенок сам несет ответственность за свою жизнь и ощущение этой ответственности ему необходимо прочувствовать.
Давать ребенку возможность занимать субъектную позицию - это заключается в постепенном расширении диапазона его самостоятельных действий (прием пищи, выполнение домашних заданий, выбор партнера).
Психологический смысл сепарации заключается во внутреннем стремлении к индивидуальности, к выбору собственного жизненного пути. Этот «внутренний голос» будет подталкивать ребенка к отделению, а доступность родителей, их открытость и возможность получения поддержки дает ребенку большое ощущение готовности к отделению и не тормозит этот естественный процесс.
Итоги. Родителям важно понимать, что сепарация процесс сложный, но необходимый и родителю важно вовремя отпустить своего ребенка. Он не означает отделение и нейтральность, разрыв связей. Сепарация позволяет личности обрести себя, занимать взрослую, осознанную позицию и повышает ресурсы жизнестойкости. Позвольте детям расправить свои крылья!