Особенности детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость у детей – это низкие интеллектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга. Существует несколько степеней данного нарушения.
Незначительная умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная ее форма, она составляет 75 – 89% от всей общего числа умственно отсталых лиц. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является наследственным по своему происхождению. Лишь в части случаев отклонения провоцируются негрубыми экзогенными причинами (экология, наркомания, алкоголизм и т.д.). Эти дети обладают удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы.Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.
Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не в состоянии передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем у нормально развивающихся сверстников. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов. Даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками ( несет кубик в рот, бросает кубик и т.д.), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия ( укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра представлена многократным повторением одних и тех же действий. Игровые действия не оформлены эмоциональными реакциями и речевой активностью. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с детьми более младшего возраста.
Дети с лёгкой формой умственной отсталости осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве.
Умеренная умственная отсталость составляет около 10% от всего числа выявленных лиц с умственной отсталостью. Ее этиологию представляют как наследственные дефекты, так и последствия перенесенных органических повреждений мозга. Она характеризуется в основном несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия.
У них нарушена координация, темп, точность движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно отсталые дети с трудом производят заданные движения и позы. При этом нередко появляются синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития отразятся на формировании навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, завязывании ленточек, застегивании пуговиц. Большинство отстающих в развитии детей нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них – в надзоре. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку ( к 4-6 месяцам, а иногда, позже ), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствует гуление, лепет, не формируется комплекс оживления. Речь появляется к концу дошкольного возраста, представлена отдельными словами, редко фразами. Часто значительно нарушено звукопроизношение, моторика существенно страдает, что сказывается на самообслуживании. Неспособны к понятийному мышлению, такие дети признаются инвалидами детства, по окончании школы находятся в семье, способны к простейшему обслуживающему труду, выполняют работу, не требующую квалификации.
Тяжелая степень умственной отсталости представлена 3-4 индивидами на 1000 человек, что составляет примерно 4% от общего числа умственно отсталых. У большинства больных наблюдаются выраженные двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие поражения или аномальное развитие центральной нервной системы. Тяжелая степень умственной отсталости выявляется рано: либо до года, либо в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства всех сторон психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций – общие черты этой степени умственной отсталости. Грубое недоразвитие двигательной сферы встречается в 90-100 % случаев.
Глубокая степень умственной отсталости наблюдается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной могут быть и наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований, инструкций. Их психика – на низких ступенях развития. Речь состоит из нечленораздельных звуков. Наиболее тяжелые не плачут, не смеются, не узнают окружающих, их внимание ничем не привлекается. С трудом ориентируются, реагируют только на боль. Речь и жесты не понимают, наблюдаются аффективные состояния, аутоагрессия, проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни вялые, другие злобные, агрессивные, шумные. Диагностика возможна уже на первом году жизни.
Такие дети нуждаются в уходе и заботе, а главное – в принятии со всеми их особенностями и потребностями