Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A
г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 13

Особенности детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у детей – это  низкие интеллектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга. Существует несколько степеней данного нарушения.

Незначительная умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная ее форма, она составляет 75 – 89% от всей общего числа умственно отсталых лиц. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является наследственным по своему происхождению. Лишь в части случаев отклонения провоцируются негрубыми экзогенными причинами (экология, наркомания, алкоголизм и т.д.). Эти дети обладают удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы.Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.

Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не в состоянии передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше  по объему, чем у нормально развивающихся сверстников. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов. Даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками ( несет кубик в рот, бросает кубик и т.д.), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия ( укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра представлена многократным повторением одних и тех же действий. Игровые действия не оформлены эмоциональными реакциями и речевой активностью. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с детьми более младшего возраста. 

Дети с лёгкой формой умственной отсталости  осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве.

Умеренная умственная отсталость составляет около 10% от всего числа выявленных лиц  с умственной отсталостью. Ее этиологию представляют как наследственные дефекты, так и последствия перенесенных органических повреждений мозга. Она характеризуется в основном несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия.

У них нарушена координация, темп, точность движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно отсталые дети с трудом производят заданные движения и позы. При этом нередко появляются синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития отразятся на формировании навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, завязывании ленточек, застегивании пуговиц. Большинство отстающих в развитии детей нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них – в надзоре. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку ( к 4-6 месяцам, а иногда, позже ), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствует гуление, лепет, не формируется комплекс оживления. Речь появляется к концу дошкольного возраста, представлена отдельными словами, редко фразами. Часто значительно нарушено звукопроизношение,  моторика существенно страдает, что сказывается на самообслуживании. Неспособны к понятийному мышлению, такие дети признаются инвалидами детства, по окончании школы находятся в семье, способны к простейшему обслуживающему труду, выполняют работу, не требующую квалификации.

Тяжелая степень умственной отсталости представлена 3-4 индивидами на 1000 человек, что составляет примерно 4% от общего числа умственно отсталых. У большинства больных наблюдаются выраженные двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие поражения или аномальное развитие центральной нервной системы. Тяжелая степень умственной отсталости выявляется рано: либо до года, либо в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства всех сторон психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций – общие черты этой степени умственной отсталости. Грубое недоразвитие двигательной сферы встречается в 90-100 % случаев.

Глубокая степень умственной отсталости наблюдается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной могут быть и наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований, инструкций. Их психика – на низких ступенях развития. Речь состоит из нечленораздельных звуков. Наиболее тяжелые не плачут, не смеются, не узнают окружающих, их внимание ничем не привлекается. С трудом ориентируются, реагируют только на боль. Речь и жесты не понимают, наблюдаются аффективные состояния, аутоагрессия, проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни вялые, другие злобные, агрессивные, шумные. Диагностика возможна уже на первом году жизни.

Такие дети нуждаются в уходе  и заботе, а главное – в принятии со всеми их особенностями и потребностями

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Записаться на консультацию

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!