Опасные увлечения подростков
Руфинг, диггерство, сталкерство, зацепинг, планкинг, бэйсджампинг – за этими непривычными слуху словами скрываются весьма опасные забавы детей. Все эти формы носят характер некоего развлечения, хобби и на первый взгляд могут показаться необычным или экстремальным спортом. Но это все только на первый взгляд. Важно понимать, что все они сопровождаются очень высоким потенциалом опасности для жизни и здоровья.
Мы не будем сейчас говорить о различиях, сходствах и опасностях этих увлечений. Это всего лишь формы реализации. Мы поговорим о психологических предпосылках такого поведения и о том, что родители могут сделать в этой ситуации, как защитить ребят.
По большому счету опасное для собственной жизни поведение является аддикцией, за которой может стоять: зависимый тип личности; трудности в совладании с негативными эмоциями, склонность к саморазрушающему поведению, отсутствие доверительных отношений с родителями.
Анализ данных научно-практического исследования среди молодёжи показал, что целевой аудиторией являются подростки в возрастном диапазоне 13 – 19 лет, преимущественно юноши.
Стоит обратить внимание на то, что 88% респондентов отмечают - первый опыт был позитивным - это стимулировало к продолжению получения подобного опыта;
68% - испытывали потребность в других видах экстрима, так как велика вероятность роста толерантности к подобным ощущениям и тут уместно будет вспомнить аналогию с употреблением наркотических веществ - нужно повышать дозу!
За всем этим стоят внутренние мотивы человека, - они неосознаваемы и имеют глубокие корни первопричин. Эти внутренние мотивы и предпосылки делятся на:
гедонистические мотивы - хотелось получить удовольствие, острые ощущения, повеселиться. У меня и так все хорошо, но будет еще лучше;
атарактические мотивы – развеять скуку, снять напряжение, страх: у меня не все хорошо и поэтому я делаю это…
гиперактивация поведения – есть тип людей, которые начинают действовать только в так называемой «Зоне смерти»: я начинаю действовать, принимать решения – когда уже выбора не остается. В рискованном поведении это выражено не в таких крайних формах, но человек это делает для активации: быть заметнее, интереснее, еще смелее…
Следующие предпосылки связаны с возрастными особенностями:
внимание и одобрение – актуальный вопрос для подросткового возраста. Это и необходимость приобщиться к какой-то группе, самоопределиться, получить положительную обратную связь от сверстников;
переоценка своих сил – подростки склонны закрывать глаза на риски, они легче вовлекаются во что-то новое, нет способности к анализу, просчету рисков как у взрослого человека;
влияние современной индустрии развлечений – фильмы про супергероев, компьютерные игры вовлекают подростков в ситуации, в которых существуют нереалистичные способности: у человека несколько жизней, право на смертельную ошибку.
Но основным мотивом и предпосылкой является изменение собственного психологического состояния, устранение эмоционального дискомфорта.
Родителям, которые знают или замечают подобное поведение у своего ребенка, следует понимать, что нравоучения и запреты не будут восприниматься подростком, а вот учитывать его интересы, хобби и переориентировать их в альтернативную реализацию - возможно.
Помните – ваша задача предложить продуктивные варианты, а не навязывать свое мнение и систему ценностей. Если самостоятельно не получается выбрать подходящий вариант, установить доверительный контакт, обратитесь за помощью к психологу. Помните, что каждый случай уникален, имеет индивидуальные первопричины и требует включенности всех членов семьи. Специалисты БУ ОО « Центр поддержки семьи» готовы помочь вам.