Насилие над детьми - закрытая тема
Сексуальное насилие — это любой способ удовлетворения взрослым своих сексуальных потребностей за счет ребенка. Оно может быть контактное, когда взрослый дотрагивается до ребенка с определенной целью или даже с проникновением. Но также это и наблюдение за людьми, удовлетворяющими свои сексуальные потребности, когда родители или другие взрослые совершают развратные действия в присутствии ребенка. Несозревшая психика малыша, которая не готова принять то, что возможно только между взрослыми людьми, подвергается очень сильной травме. Сексуальное насилие - домогательства, изнасилования, инцест - обычно происходит за закрытыми дверьми, тайно. Часто оно совершается теми, кто пользовался доверием жертвы, более того, ближайшим родственником. Например, отцом над несовершеннолетней дочерью. Самое печальное, что мать, узнав об этом, порой не только отказывается подать на мужа в суд, но и делает вид, что ничего особенного не случилось, провоцируя его таким образом на новые преступления. Вместо понимания и сочувствия дочь сталкивается с равнодушием, а то и ревностью, ненавистью матери - самого близкого человека. Какую семью сможет создать, каких детей вырастит в будущем эта девочка, для которой жестокость стала повседневностью, нормой? И кто знает о тех кошмарах, которые изливаются в таких случаях на жертву?
Конечно же, представление о мире, о взрослых, о взаимоотношениях у таких детей нарушены, ребенок очень нескоро сможет считать взрослых теми, кто защитит и не причинит ему новой боли. Чувство страха, недоверия, бессилия — это то, что чувствуют дети, пережившие сексуальное насилие. Усугубиться положение может, если ребенок при этом получил удовольствие. Ведь никто не отменял эрогенные зоны, в том числе у детей, с ними ребёнок рождается. И тогда у ребенка появляется чувство вины и стыда за то, что с ним произошло. Нужно сразу поставить все точки над «і». Жертва насилия никогда не виновата в том, что произошло. Как бы насильник ни говорил о том, что «она сама хотела» или «она провоцировала» или «ему же понравилось», ребенок никогда не должен разделять вину вместе со взрослым. Именно взрослый всегда выбирает — поступать ему так по отношению к ребенку или не поступать. У ребенка выбора нет, потому что ребенок ждет от взрослого любви, заботы, внимания. И это может стать ловушкой для ребенка во взаимоотношениях со взрослыми людьми, особенно для детей-сирот, именно они часто становятся жертвой насилия. В поисках любви и заботы со стороны взрослого, они готовы стать сексуальной утехой для взрослого человека, лишь бы почувствовать эту «любовь» к себе.
О перенесенной травме ребенок вряд ли расскажет приемным родителям быстро. Не стоит думать, что малыш или подросток, попав в теплую и дружескую обстановку, сразу оттает душой и будет откровенно рассказывать о своих прошлых бедах. Не думайте, что ребенок, увидев или услышав о нормах достойного поведения в новой семье, сразу же их примет и станет их придерживаться. Пройдет много времени, прежде чем он сможет поверить и научиться доверять взрослым, ведь его уже не раз предавали. А до этого он будет демонстрировать непонятное и неудобное для взрослых поведение.
Что может быть признаком того, что ребенок пережил сексуальное насилие? Приемные родители часто замечают так называемое сексуализированное поведение у своих ребят. Дети разного возраста, подростки и малыши, демонстрируют такие способы взаимодействия с другими детьми или с игрушками, которые нельзя перепутать ни с каким другим поведением. Девочки и мальчики говорят или играют в такие игры, которые в их возрасте невозможно придумать, не став свидетелем или жертвой преступления, ребенок использует игрушки, выполняющие неоднозначные движения, имитируют, например, половой акт. Или если ребенок привлекает в такие игры других детей или демонстрирует такие движения с игрушками, например мягкими.
Указывать на насилие могут рисунки с явными особенностями, которые ребенок не может знать в силу своего возрастного развития. Например, хорошо прорисованные половые органы у людей, разные символы, которые являются символами половых органов, или другие рисунки, которые могут красноречиво говорить о том, что ребенок наблюдал или был участником сексуальных действий. Некоторые из них могут распознать только специалисты. Свидетельством того, что ребенок стал жертвой насилия, могут быть неоднозначные приставания к взрослым, провоцирование новых родителей, как бы «заигрывания», навязчивая мастурбация или другие способы успокаивания себя. Хотя это не всегда может служить свидетельством именно насилия. Это может указывать на другие признаки неудовлетворенных потребностей ребенка.
О причиненном сексуальном насилии могут свидетельствовать ночные кошмары у детей, размазывание испражнений, энурез или если ребенок намеренно мочится мимо унитаза. Все это симптомы перенесенной травмы.
Нужно понимать, что дети, лишенные ласки и внимания со стороны родителей или других взрослых, ищут замену. Для них такой суррогат любви становится нормальным и единственным способом быть нужными, получать телесный контакт, а он необходим детям, как воздух. Поэтому, попадая в другой мир, где это не норма, они не подозревают о том, что взрослые могут обнимать по-другому, проявлять ласку в иной манере. И этому их нужно учить, показывать, что бывает иначе, как можно и как нельзя прикасаться к детям, как дотрагиваться до их тела позволительно и как недопустимо. При этом важно не осуждать таких детей за их прошлый опыт и нынешнее поведение не только вербально, но и своим видом – невербально. После случившегося ребёнку нужно протянуть руку помощи и вместе преодолевать психологическую травму. Только в семье ребенок может научиться доверию к взрослым, а значит — к миру вообще. Не всем детям это удается сделать в новой, даже очень благополучной семье. Это зависит не только от родителей, но и от детской психики, от того, насколько она может справиться с травмами, и еще ряда факторов. Это огромная работа для приемных родителей. Труд, который требует терпения, понимания, желания восстановить ребенка. Нужно учесть, что ребенок может своим поведением неоднократно провоцировать приемного родителя, проверяя, насколько он достоин доверия, может ли ребенок быть в безопасности со взрослыми, не отдадут ли его после какого-то неправильного поведения в интернат или другим родителям.
Телесные раны оставляют след на теле в виде рубцов или шрамов, душевные травмы затягиваются гораздо сложнее. Они могут напоминать о себе в виде поведения, болезней разного рода, могут приходить в виде ночных кошмаров или депрессивных состояний. Но большинство ран детской души все-таки удается залечить с помощью живительной силы семейного тепла и любви.