Как работать с детьми, имеющими задержку психического развития
Коррекционная ритмика (КР) – это специальное занятие, которое сочетает в себе музыку и специальные двигательные упражнения, в процессе которых происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшается качество двигательной активности, личностные качества, важные для подготовки к школьному обучению: саморегуляция, произвольность движений и поведения. Восприятие и воспроизведение ритма - это базисная универсальная способность по отношению к различным сложным видам деятельности (изобразительной, речевой, письменной). Эта деятельность доступна детям, не имеющим предварительной подготовки. Музыкальные игры способствуют снятию психоэмоционального напряжения у ребенка, улучшают навыки социального взаимодействия, другими словами - группового поведения. Ритмические игры улучшают память, внимание, внутреннюю собранность, способность к формированию целенаправленной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
Упражнение «Запомни свое место» - способствует развитию моторно-слуховой памяти и ориентированию в пространстве.
Дети встают в круг или распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под легкую музыку все дети разбегаются, с окончанием музыки возвращаются на свои места.
Игра-забава «Солнышко» способствует развитию чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.
Вот как солнышко встает – выше, выше, выше! (руки тянем вверх, встаем на цыпочки)
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже! (садимся на корточки, опуская руки вниз)
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком всем весело поется (встают, ритмично хлопают в ладоши).
Игра - потешка «Паровоз»
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, стоять на месте не хочу.
Колесами стучу, верчу, садись скорее прокачу: чух,чух,чух…
При произношении всего текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа и постепенным замедлением к концу игры.
Сочетание музыки, движения и слова одна из самых эффективных и адекватных форм работы с детьми, имеющими задержку психического развития