«Играем и учимся». Развивающие методики для работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Любая из комнат вашего дома подходит для занятий с ребенком, иногда возможно сочетание домашних забот и полезных игр.
Кухня - настоящий игровой центр, где можно найти много интересного, например - крупы.
«Прячем ручки»
Насыпьте фасоль или гречневую крупу в глубокую миску, тазик, коробочку, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие с помощью улыбки, слов, предложите ребенку присоединиться к вам: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои руки спрячем, пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?» Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
«Пересыпаем крупу»
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук.
«Покормим птичек»
Для этой игры понадобятся гречневая или рисовая крупа и фигурки игрушечных птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи- пи- пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
«Вкусная кашка»
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите её. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол - например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».
Вместе с ребенком приготовьте и настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.
«Разложи по тарелочкам»
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль, разложив по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на другую».
Поработав на кухне, можно приступать к играм с водой, лучшее место для этого - ванная комната. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Придумайте сказки о воде, поиграйте с водой, которая должна быть теплой, но начинайте, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно песок должен становиться все более мокрым. На нем можно чертить линии, рисовать, делать из него различные фигуры.
«Мыльные пузыри»
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха.
«Снег пошел»
Стараемся удержать кусочек ватки в воздухе, дуем, чтобы она не упала.
«Плыви, кораблик!»
Дуем на маленький легкий кораблик в воде (во время купания).
«Вертушка»
Дуем на игрушку вертушку.
«Бульки»
Дуем через соломинку для коктейля в стакан, наполовину наполненный водой, игра покажет - сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
«Чудесная сумочка-узелок»
На левую руку ребенка надеваем «сумочку», в которой находятся геометрические фигурки, фигурки животных, игрушки маленького размера. На ощупь ребенок свободной рукой выбирает фигурку по заданию взрослого. Произносит вслух название фигурки, цвет, форму, размер и те действия, которые он производит. Фигурки должны быть знакомы детям. У детей развивается восприятие цвета, формы, умение сотрудничать со взрослым, кинестетические ощущения.
«Волшебный пластилин»
Лепка из пластилина - одна из важнейших коррекционных методик, одновременно развивается и моторика и сенсорная чувствительность. Для работы с пластичными материалами необходимо знать некоторые приемы:
- мнем и отщипываем: приготовить брусок пластилина, подержать в руках, «согреть», помять, отщипнуть несколько кусочков;
- надавливаем и размазываем: указательным пальцем прижать кусок пластилина к дощечке или картону (получается круглая лепешечка). Если же сначала надавить, а потом сместить палец (размазывание) мы получаем пластилиновую линию. Скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки.
В любой деятельности идите от простого к сложному, для начала используйте те упражнения, которые помогут ребенку поверить в себя, закрепите ситуацию успеха. И самое главное – такого ребенка надо принимать, не сравнивая его с другими детьми. Он не лучше и не хуже, он просто другой.