Двойки в первый месяц учёбы. Как понимать и что делать?
Бывает так, что к концу октября мамы жалуются, что ребёнок успел получить двойки по многим предметам, опаздывает на уроки, а на воспитательные беседы реагирует полёживанием на кровати. Мамы ищут психологические причины в бездействии ребёнка, в его нежелании учиться, считая, что это лень, отсутствие мотивации, конфликт с учителями и сверстниками, плохие в отношениях в семье, желание привлекать внимание, психосоматика...
Ребёнок видит, что тревога взрослых «хорошо работает». Ведь пока они заняты поиском причин, можно тянуть время и не учиться. Хорошо что есть слова «нет мотивации», «нет желания», «не интересно», они просто волшебно меняют родителей – они впадают в тревогу и ребёнок чувствует, что управляет взрослыми. При этом можно просто стоять на своём «нет желания и всё! Ничто мне не поможет, что бы вы ни делали!». Итак, это то, что мы имеем на поверхности. И эту поверхность можно очень долго сортировать, прорабатывать. Точно так же, как вы собирали бы пену на кипящем масле: сколько кипит, столько будет пениться, пока дым от масла не пойдёт.
Мотивация – слово для взрослых! Взрослые идут в деятельность из ПОТРЕБНОСТИ или НЕОБХОДИМОСТИ.
Давайте посмотрим на потребности ребёнка в семье. Их удовлетворит мама и папа. Не так ли? Ребёнку достаточно сказать, потребовать, а если не удовлетворяется – лечь и лежать в анабиозе компьютерных игр и чатов, дожидаясь удовлетворения.
У сегодняшних детей и подростков нет потребности в получении знаний. Причина в том, что многие дети и подростки имеют алекситимию (неспособность описать, назвать словами, передать образами то, что они чувствуют, прочитав текст не видят образ слов).
Другая причина – тотальное игнорирование своих чувств. Не знакомо состояние, которое взрослые называют «удовлетворение», «ощущение цельности, законченности, достижения», ведь дети и подростки привыкают делать что-то, ожидая внешнего подкрепления. В начальной школе за состояние завершённости принимается состояние Эго – «я лучше других».
Следующая причина – скорость мышления, тип мышления.
О видах мышления вы можете прочитать в любой книге по общему развитию психики человека. Очень часто у детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет наблюдается задержка на предметно-действенном мышлении. Предметно-действенное мышление подразумевает реальный предмет (объект) с которым руками, телом, можно что-то делать и получать телесный опыт. А темы, которые объясняют детям на уроках, опираются на словесно-логическое, словесно-образное мышление. Для подростка или ребёнка это слышится как египетская речь шумерского наречия. То, что не понятно, становится и не интересным. Дети и подростки часто не понимают значения слов, которые слышат. На что ориентируется такой ребёнок или подросток? На интонацию! По интонации определяет, о чём ему говорят. Можно ли по интонации понять математику, физику, геометрию? Вряд ли! Родители начинают замечать, что сказанное «не той интонацией слово» вызывает в ребёнке обиды, протесты. Хотя, обращённые к ребёнку слова были очень полезными. Если вы стали замечать, что интонация для ребёнка важнее, чем содержание слов, то важно обращаться за помощью к психологу, к педагогам.
В результате сенсорной перегрузки: речь не понятна, по интонации не определить, зрительная перегрузка, перегрузка волевых механизмов, где нужно постоянно фиксировать своё внимание и глаза на чём-то определённом, мозг с предметно-действенным мышлением – ребёнок начинает тормозить и уже не способен фиксировать внимание на чём-то одном дольше 10-12 минут.
Не верите? Попробуйте проверить своего подростка, рассказывая ему что-то одно минут 10. Через сколько минут он перестанет вас воспринимать, отвлечётся на действия руками или от перегрузки просто закричит, что он уже понял. И вы получаете диапазон внимания и волевого механизма его удерживать. А ваш личный диапазон фокусировки внимания какой?
Теперь вы видите, что беда не в отношениях с одноклассниками, мотивацией и учителями?
Третья проблема - подросток с 9 до 15 лет телесно заряжен. Его тело – главный канал получения информации из внешнего мира, а фиксация на предметно-действенном мышлении усиливает это. И вот ваш ребёнок или подросток что-то теребит в руках, отламывает клипы от колпачков шариковых ручек, мнёт листы тетрадей и книг, теребит ниточки на брюках и носках, теребит волосы и нос, кто-то теребит руками лицо, выдавливая прыщи, кто-то острыми предметами возит по телу, нанося ранения, кто-то до крови сгрызает краешки кожи рядом с ногтями... Этот список стал невероятно огромен! Но невозможно до бесконечности двигаться! Наступает сенсорное истощение и человек ложится в кровать. У него нет сил встать и что-то сделать, потому что на эти беспорядочные действия он извёл все силы. Как думаете, восстановится это мотивацией? Как? Этого не умеет даже уставший взрослый человек! Если только его что? Правильно! Если начать бить, угрожать расстрелом, лаем собак... Мама и папа превращаются в собак, а все отношения в концлагерь, где есть правила, которые надо выполнять, иначе... побьют. Буквально не убивают. Хотя, могут дать затрещину, пинок, ударить словами по личности, точно зная, в чём ребёнок или подросток уязвим и что боится потерять (потому игра на страхе потери объекта становится частой манипуляцией, что загоняет ребёнка в стабильный регресс). Родители впадают в состояние «я пророк»: рассказывают своему истощённому, задержавшемуся на какой-то из ранних стадий развития подростку кем он не станет, и кем станет. При этом накачивают больше себя страхом и злостью. По интонации подросток понимает, что обращённая речь в его адрес негативна. Но, как вы уже помните, значение слов, превращение слов в образы у детей и подростков часто отсутствует. Он просто эмоционально истощается. Он как бы помнит, что ему что-то кричали, и эмоционально было плохо, но о чём конкретно кричали и почему – нет информации в голове. Совсем нет! Он не помнит! Эмоциональный ресурс, из которого можно было что-то начать восстанавливать, давно исчез. Нужны другие эмоции, и не от других людей, а идущие изнутри самого ребёнка или подростка. А для того, чтобы пошло что-то хорошее, надо выгрузить все плохие эмоции. На родителей нельзя выгружать негатив! Ведь дети часто слышат «Не ори на мать!», «Как ты разговариваешь со мной?!» поэтому у психолога подросток проявляет негативизм и говорит родителям: «Мне не нравится!». Он таким образом хотя бы у психолога может проявлять негатив, и шажок за шажком учиться управлять плохим состоянием и создавать для себя что-то хорошее. И только потом, когда заряда будет достаточно, попробовать куда-то направить силы. Но так бывает не всегда. Родители ждут быстрых результатов и любые проявления подростка спешат оценить. Тогда ребёнок или подросток не хочет ходить к психологу, так как он опять попадает в оценку, чтобы стать хорошим для родителей. Это не приятно и стараться ради кого-то уже нет сил.
И последняя причина - регресс. То есть, опора на прошлые модели поведения и опыт. У подростка нет опыта, кроме детского. В силу возрастных особенностей подросткового психологического кризиса – регресс – это первая нормальная психическая защита подростка. И вот, родитель что-то говорит подростку, а подросток ведёт себя как ребёнок в раннем возрасте: то кричит без слов (регресс на доречевой опыт детства), то ругается и кидает вещи (регресс на возраст капризов 2,5-3 лет), или начинает плакать, обещать что угодно и очень много делать полезного, лишь бы мама осталась рядом (регресс на период страха потери). Вариантов регресса множество. Родителей это пугает. Невозможно донести школьную информацию до малыша! Внешне 7-8-9-11-классник, а психически малыш, и мышление соответствующее. Никакие крики, мотивационные тренинги в этих случаях не работают!
Нужно сосредоточиться на том, как родителям помочь своему ребёнку. И первое правило – образованность в вопросе. Для этого не надо приводить на консультацию ребёнка, оставляя его одного у психолога.
Нужно прийти самим и изучить механизмы адаптации своего собственного ребёнка, его способности, его диапазон. И работать над тем, чтобы правильно помогать ребёнку или подростку в домашних условиях. Именно родителям начинать вести себя иначе, пересмотреть своё поведение, стили общения и модели реализации своих потребностей. Не все родители готовы так над собой поработать. Мешают и ожидания родителей – «Приду домой, денёк сделаю, что рекомендовали, и ребёнок ДОЛЖЕН сразу встать и пойти зарабатывать пятёрки, чтобы учителя не жаловались». Важно понять, чем больше глубина регресса, чем дольше алекситимия, чем больше не развито у ребёнка словесно-образное и словесно-логическое мышление, тем дольше придётся трудиться! Набираемся терпения и работаем!
Общие рекомендации:
1. Профилактика! Развивайте мышление, чувственно-эмоциональный каркас, образность речи, словарный запас, сами находите до 24 вариантов решения одной текущей задачи. Родители - пример стиля общения, чувствования, реагирования, сценарных убеждений.
2. Летние каникулы для ребёнка - не стоп в развитии мышления! Как летом готовились к нагрузке, то и получите в сентябре-октябре-ноябре.
3. Определите тип мышления вашего ребёнка на сегодняшний день. Не получается самостоятельно, тогда приходите на консультацию к психологу.
4. Определите у ребёнка способы реагирования (кричать, избегать, лежать, играть). Не оценивайте! Не критикуйте! Просто заметьте!
5.Выясните, какое сенсорное восприятие истощает вашего ребёнка (речь (какая конкретно?), звуки, зрительный, телесный, вкусовой. Не оценить! Заметить!
6. Поменяйте способ подачи школьного материала под тип мышления ребёнка! Организуйте подачу материала, чтобы ребёнок мог разобраться в том, что ему не понятно, на его языке.
7. Поменяйте стиль общения под тип мышления ребёнка или подростка.
Всё решаемо, если приступить основательно!
Пусть ваш учебный год станет интересным, развивающим! Но для этого именно родителям придётся потрудиться!