Детская депрессия
Неприятные события – проблемы на работе, финансовые трудности или кризисы в отношениях, или длительное течение проблем, могут вызывать стресс и понижение настроения. Однако уровень реакции на эти события у разных людей может сильно отличаться. Некоторые легче справляются с негативными эмоциями и быстро восстанавливаются, в то время как другие могут испытывать проблемы с адаптацией и долгое время остаются в плохом настроении.
Депрессия – это состояние, которое может охватить все сферы жизни человека. Она может проявляться в форме:
•глубокого отчаяния или безудержной радости (в том числе с неконтролируемыми финансовыми тратами);
•крайней усталости или длительной бессонницы с высокой активностью;
•отсутствия интереса к жизни или беспорядочного метания по разнообразным развлечениям;
•агрессивного или апатичного поведения;
•потери аппетита или перееданием.
Физических, психологических, поведенческих изменений очень много. Депрессия может стать препятствием для выполнения повседневных задач, включая работу, учебу, социальную активность и поддержку отношений.
Плохое настроение это ещё не депрессия. Депрессия – это достаточно серьёзное состояние, психическое расстройство. Это медицинский диагноз, который устанавливается не только по симптомам, а на основании клинико-психологического, экспериментально-психологического и клинико-диагностического методов.
Невозможно считать депрессией состояние сниженного настроения, отсутствие аппетита и нежелания что-то делать. Здесь можно больше говорить о состоянии меланхолии или о перенапряжении нервной системы в результате перегрузки, истощаемости, индивидуального отношения к событиям или (что реже) психологической травмы.
Перенапряжение психики проявится по-разному. Всё зависит от силы Эго, от способности к адаптации, от отношения человека к переживаемой ситуации, от типа личности, от темперамента.
Тело помогает психике справиться с ситуацией в том случае, если психических сил недостаточно. В теле создаются очаги напряжения, которые люди описывают как «камень в сердце», «тяжесть в животе», «тяжёлая голова».
Таким образом, депрессия – это адаптация к ситуации, при недостаточной силе психики и личности.
Как известно, дети реагируют на психологические проблемы телом и телесным поведением. Дети опираются только на тот опыт, который им известен – детство. А в детстве социального опыта нет, есть реакции тела.
Эго ребёнка дозреет к 15-17 годам, а до этого времени механизмы психической защиты ещё не развиты.
Не стоит думать, что если мы тренируем у ребёнка проявление зрелых психических защит, то он станет выносливым. Наоборот! Это приведёт к ещё большей травматизации психики, так как психика и возрастная физиология ребёнка пока не готовы к осознанию.
Психика проявляет то, что положено ей по возрасту!
Вы не станете носить штангу в 60 кг без тренировок. Но когда вы будете тренироваться, то придётся корректировать режим сна, отдыха, питания и уровень физической нагрузки. Тренироваться придётся не один-два месяца, чтобы привести тело к той норме, которая позволить взять нужный спортивный вес.
Когда дело касается детской психики, родители думают, что объяснений и требований достаточно для тренировки. Незнание особенностей психики своего ребёнка, постоянное сравнение с другими детьми, которые, на самом деле, отличаются условиями и качеством жизни, психическими процессами, жизненным опытом и степенью выносливости, объёмом поддержки значимых людей, приводит к формированию псевдодепрессивных состояний. Обесценивание переживаний своего ребёнка, приводит к тому, что ребёнок перестаёт адекватно воспринимать и реагировать на события, которые с ним происходят. Более того, обрушивается авторитет обесценивающего взрослого. Отсюда тотальное нежелание учиться, общаться, ходить куда-либо и т.д.
Ребёнок символически «прикидывается мёртвым», чтобы его никто не трогал. Однако своё состояние ребёнок не осознаёт, и справляется, как умеет: слушает громкую музыку, смеётся и кривляется, шумит, сидит за компьютером или телефоном, перестаёт нормально питаться и спать, бегает по школе, становится несобранным, рассеянным, невнимательным. Чтобы чувствовать себя живым, нужно вести себя так, чтобы вокруг «кипела» жизнь!
Создавать радость ребёнок ещё не умеет, а создать негативную ситуацию – это опыт любого ребёнка. Любой ребёнок точно знает как «оживить» маму или папу своим поведением.
Для ребёнка любое происходящее событие имеет важное значение. Дети не живут в воспоминаниях о прошлом и не фантазируют о будущем (планирование и проектирование будущего). Дети живут здесь и сейчас. Когда ребёнок играет – это не планирование будущего – это проживание роли здесь и сейчас.
Когда ребёнку остаётся только одна роль – «хороший мальчик» или «хорошая девочка», или «школьник», а прочие социальные роли игнорируются, то мир ребёнка схлопывается. В текущем моменте, в сейчас, ребёнку становится нестерпимо неинтересно. Возникает вакуумная скука, которую мышление пытается чем-то восполнить. Однако есть препятствия. Вспоминать прошлое – для ребёнка означает тосковать по тому, что уже никогда не вернётся. Планировать будущее – означает признать, что придётся жить так, как родители: жаловаться на тяжёлую жизнь, страдать от несправедливости начальников, бояться увольнения, жить в жёстких правилах и ограничениях, поздно приходить с работы, забыть об отдыхе, и стареть – для ребёнка такой опыт ощущается как жуткий. Базовая потребность ребёнка в игре, общении, радости, фрустрируется.
Ничего не остаётся, как найти то, что поможет украсить здесь и сейчас чем-то очень необычным. Ребёнок находит тех, кто предложит опасную игру в суицид, даст выпить алкоголь или покурить, устроит азартное соревнование в прохождении уровней компьютерной игры и через это ощутить свободу и лёгкость. Но эти развлечения связаны с механизмом меланхолии, как способ адаптации к фрустрации.
Как же выйти из меланхолии?
В первую очередь, обратить внимание на возраст ребёнка. Важно говорить с ним на его языке, помогать реализовываться в тех задачах, которые ему нужно решить в этом возрасте.
Второе: находиться в здесь и сейчас, не пророчествовать о будущем.
Третье: научиться самим и обучить ребёнка наблюдательности и выработке 6-8-12 точек зрения на одно событие. Вы можете с ребёнком делать упражнение, которое описывается Эдвардом де Боно в книге «Шесть шляп мышления».
Четвёртое: научиться техникам эмоционального восстановления, профилактике эмоционального выгорания.
Пятое: развивайтесь сами, а ребёнок возьмёт с вас пример. Творите себя!