Аутодеструктивное поведение подростка
Подростковый возраст — период значительных изменений в жизни человека. Этот возраст является наиболее уязвимым в сохранении психического здоровья. Подросток стремится к взрослению через переживание нового, необычного, порой экстремального опыта. Одна из опасностей - различные аутодеструктивные проявления.
Аутодеструктивные действия – поведение, направленное на причинение вреда себе: своему здоровью, телу, жизни. Собственное тело становится для подростка способом самоутверждения, приобретает социальную значимость.
Аутодеструктивное поведение подростка можно расценивать как симптом эмоционального внутреннего неблагополучия, нарушения социальной и личностной адаптации. Такое поведение представляет угрозу целостностному развитию личности.
Тем не менее, аутодеструктивное поведение способствует:
- саморегуляции — аутодеструктивные действия позволяют снять эмоциональное напряжение, восстановить чувство самоконтроля или избежать непереносимые эмоциональные переживания;
- межличностной регуляции — как способ общения, установления близких отношений, возможность оказывать влияние на окружающих и привлечь к себе внимание.
Одним из ключевых психологических механизмов формирования аутодеструктивного поведения является неспособность нормальной регуляции эмоций - эмоциональная дисрегуляция.
Признаками эмоциональной дисрегуляции у подростка могут быть:
•преобладание негативных, болезненных эмоциональных переживаний;
•импульсивность;
•трудности в регуляции эмоционального возбуждения при достижении целей;
•эмоциональная опустошенность, бесчувственность при воздействии сильных стрессоров.
Аутодеструктивное поведение оказывается, с одной стороны, способом быстрого избавления от негативных эмоций, а с другой стороны — деструктивным способом совладания с трудностями, что создает иллюзию контроля над собой и своей жизнью.
На возникновение саморазуршительного поведения влияют самые разнообразные причины. Основными являются психосоциальные факторы, к которым можно отнести:
1. Семейное неблагополучие. Неблагоприятная семейная ситуация и развитие в асоциальной и антисоциальной среде приводят к раннему возникновению аутодеструктивного поведения у детей и подростков.
2. Наличие психических расстройств у кого-то из членов семьи является фактором дестабилизации семейной системы и общих искажений внутрисемейных взаимоотношений.
3. Психотравмирующий опыт, связанный с насилием наиболее острая предпосылка к формированию различных моделей аутодеструктивного поведения у подростков.
4. Внутриличностные проблемы: несформированность самоконтроля и рефлексии, сложности в понимании эмоций, неумение ими управлять, конформизм, склонность к зависимому поведению, импульсивность, использование неадаптивных стратегий совладания с трудными ситуациями.
5. Межличностные проблемы: узкий круг социальных контактов и отсутствие социальной поддержки, проблемы в установлении дружеских доверительных отношений, недоверие, стремление к доминированию и манипуляции в отношениях, одиночество.
Рекомендации для родителей, как помочь ребенку.
В основе общения с ребенком должна лежать принимающая позиция и готовность помочь в решении проблем, а не отвергать ребенка. Способность создавать и поддерживать в семье эмоционально здоровую атмосферу — это уже значительный вклад в снижение аутодеструктивных проявлений.
1. Не следует говорить слова, содержащие в себе прямое или косвенное побуждение к саморазрушению. Например, «лучше умереть…», «хоть бы тебя уже не стало», «хоть бы тебя не было», «умри уже», «убей себя», «хоть бы ты куда-нибудь делся», «мне от тебя хоть в петлю», «никакой жизни с тобой нет» и т.п. Такие слова нередко говорятся «на сильных эмоциях», но они закладывают основу для самообесценивания подростка, включая переживание собственной ненужности и одиночества.
2. Проявляйте интерес к чувствам и эмоциям ребенка. Не замалчивайте и не игнорируйте его негативные переживания. Спрашивайте, что сейчас ребенок чувствует, есть ли что-то, что не дает ему покоя, что вызывает беспокойство.
3. Не обвиняйте ребенка в том, что он хуже своих ровесников, что не похож не других.
4. Не демонстрируйте свое разочарование в нем.
5. Не пренебрегайте его потребностями в семейной поддержке и заботе.
6. Будьте внимательными к переменам в его настроении, к новым необычным состояниям (например, сонливость или чрезмерная веселость, беспокойство или апатия); предпочтениям (например, подбор закрытой бесформенной одежды; неряшливость, которой не было ранее).
7. Проявляйте интерес к тому, что происходит в жизни подростка: с кем он сейчас общается; какую музыку слушает; о чем тексты песен; что особенного в людях, которыми он восхищается; какие темы его больше всего захватывают.
8. Подбирайте созидательную, вдохновляющую информацию, для совместного просмотра, прослушивания или рекомендаций книг для прочтения - все, что может продемонстровать высокий потенциал человека к изменению себя, самосозиданию, самопомощи, заботе о других.
9. Если вы сами переживаете сложный жизненный период, эмоциональные проблемы, лучше всего обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Продвижение в решении собственных проблем благотворно скажется на всех членах семьи.
Профилактика аутодеструктивного поведения должна включать воспитание самостоятельности, формирование критического мышления, преодоление повышенной внушаемости, повышение самооценки и умение регулировать свое эмоциональное состояние.
Если аутодеструктивное поведение подростка повторяется систематически - стоит обратиться за психологической помощью.