Антимаугли
Иду в семью с диагностикой адаптации подопечного. Прошёл год, как мальчик обрёл семью. Мне навстречу выскакивает 6-летний Тёма (имя изменено). Он визжит и пытается вскарабкаться на меня, как обезьяна на пальму. «Сейчас! Я вам! Сделаю! Яичницу!» - задыхаясь от восторга, выкрикивает он и уносится на кухню. Его мама Лена здоровается.
Мы проходим на кухню, и порывистый Тёма вдруг становится собранным и сосредоточенным. Почти с первого раза зажигает плиту, ставит сковородку. По уверенным движениям я понимаю, что это не первая яичница в его жизни. Лена кивает: «Неделю назад научились, теперь кормим яичницей всех, кто в дом приходит».
Тёма смотрит на скворчащую яичницу - так Колумб вглядывался в приближающуюся полоску земли.
На самом деле в его маленькой жизни происходит грандиозное событие: накормить другого человека из своих рук - явление архетипическое. Из разряда опекаемого он переходит в разряд опекающего, дающего.
Тёма ставит тарелку передо мной, глаза его сияют. Он в восторге лезет обниматься, но он уже устал от подвигов и восхищения и убегает в комнату по своим делам.
У Тёмы есть ещё бабушка, в представлении которой воспитание детей заключается в словах «нельзя!» и «осторожнее!» с добавлением чего-нибудь угрожающего: «разобьешься», «обожжешься», «сломаешь». Лене понадобилось 11 месяцев дипломатических переговоров для отстранения бабушки от вмешательства в жизнь Тёмы.
Наверное, Лену бы в детстве сломали, уж больно жесткие представления о счастье были у её родителей. Но Лена, подрастая, стала приглядываться к окружающему миру. И увидела дальних родственников. Её двоюродный дядя водил своих и чужих детей по походам, учил всему на свете и утверждал, что делить работу на женскую и мужскую глупо. В его лексиконе основными словами было: «Как интересно!». Лену пару раз в походы отпустили, и ей модель отношений в этой семье ужасно понравилась. Её она и взяла на вооружение.
А теперь обещанные советы.
Совет 1. Слепо копировать модель родительской семьи далеко не всегда уместно и не всем нужно. Может быть, стоит оглядеться вокруг. Мир большой, и он готов предложить разные варианты, стоит только поискать и выбрать.
Лена - опекун нестандартная. Вместо усиленной подготовки к школе, впихивания в ребенка иностранных языков и компьютера, она учит его лазить по деревьям. «Оглянись и найди крепкую ветку, за которую можно уцепиться». А ещё Тёма уже умеет зажигать костёр без бумаги.
Совет 2. Учите ребенка всему подряд. Плавать, лазить по деревьям, разжигать костер, ставить палатку, ловить рыбу, готовить от супа до пирогов. Мыть посуду, стирать (при наличии в доме самой современной бытовой техники) и т.д. Даже если часть навыков никогда не пригодится в жизни, останется реально заработанное: «Я смог!» Тогда освоение новых навыков в течение жизни будет вызывать не тревогу, а радостный интерес. Чем больше человек умел в детстве, тем он увереннее в себе и жизнеспособнее во взрослой жизни.
Тёма пойдет в школу на следующий год, когда ему будет семь с лишним. Он сможет нормально выдерживать школьные нагрузки. Внимание 6-летнего ребенка больше 10 минут не держится. Он устает, выключается, перестает понимать элементарное, после чего к любой учёбе появляется отвращение, к тому же начинает часто болеть.
А Лена вместо усиленной подготовки к школе водит Тёму в группу общей физической подготовки. Родителям, озабоченным ранней специализацией, этого не понять. Считается, что уж если отдавать в спорт, так профессиональный, чтобы чемпионом стал. А у Лены другая цель - не собственные амбиции отыграть, а укрепить здоровье ребёнка, к тому же ребёнок от занятий в восторге - там эстафеты, батут, бассейн. И никто не муштрует.
Совет 3. Здоровье ребёнка надо укреплять, и лучше всего – регулярными занятиями физкультурой. Ничего лучше человечество еще не придумано. Бассейн, лыжи, коньки, велосипед, ролики - да все что угодно. Лишь бы регулярно и в охотку. Трудно стать Ньютоном с больным желудком, спиной, горлом, ушами (нужное подчеркнуть).
Хотя Лена Тёму к школе не готовит, читает он бегло и с удовольствием. Буквы узнал недавно, но складывать в слова ленился. Лена шла на хитрость: дочитывала книгу до самого интересного места, говорила, что ей надо позвонить, и выходила из комнаты. Нетерпеливый Тёма хватал книжку, и буквы начинали соединяться в слова, с каждым разом все легче. Тёма научился читать не потому, что его кто-то заставлял, а потому, что ему очень хотелось узнать, что же дальше произошло с Карликом Носом.
Зато к компьютерным играм Тёма относится спокойно. Ему уже сейчас интереснее живые люди, благо в доме их бывает достаточно. Беда современных детей - зависимость от компьютера - ему не грозит. По моим впечатлениям, на компьютер подсаживаются дети и молодые люди, не умеющие общаться. Их этому не научили. Беспомощные в мире человеческих отношений, они выбрали безопасный для себя виртуальный мир.
Лена - переводчик. В её доме бывает много людей и очень интересные разговоры. Тёму от взрослых разговоров никто не гонит. Он ценит это и сидит тихо. Конечно, он мало что понимает, но он вглядывается в лица, в характеры, старается понять взаимоотношения.
Совет 4. Зовите в дом интересных людей. Самые умные и продвинутые родители весь мир собой ребёнку заменить не могут. Интересные люди и интересные разговоры расширяют представления ребенка о мире, открывают новые горизонты. Право же, не в школе развиваются мозги человека, а в разговорах с умными людьми.
Лена не боится говорить с сыном о своих трудностях, печалях, делится радостями побед. «У меня сегодня так здорово получалось находить нужные слова!» - делится она с сыном. Он не понимает, что это значит, но живо реагирует на радость Лены. В этот момент в кладовых его формирующегося мировосприятия откладывается, что работа - что-то очень интересное. Впрочем, она может и пожаловаться: «День сегодня - дурацкий, и все не получилось, и ничего не успела». Тёма вглядывается в опекуна: «Ты расстроена?» - «Я раздосадована, - отвечает Лена. - Завтра начну перевод сначала». И Тёма понимает, что в жизни бывает всякое, но это не страшно, просто завтра надо начать сначала.
В ответ Тёма делится своим: «У нас в саду девочка Света. Ты построишь что-нибудь, а она сломает. Мне ей хочется в лоб закатать, но ты говорила, девочек бить нельзя. Или можно?» - с надеждой спрашивает Тёма. «Все-таки не надо, - вздыхает Лена. – А ты её поймай как-нибудь и расскажи, как тебе больно и обидно, когда она ломает. И как её стукнуть хочется», - советует Лена.
Совет 5. Умейте разговаривать с ребенком не только про быт и учебу. К сожалению, это проблема всех времен и народов: крайне редко встречаются семьи, где дети и взрослые могут поделиться друг с другом своими переживаниями. В большинстве семей каждый существует в своем пространстве, и как это - разговаривать по душам - представления не имеют. А ведь искренние отношения в семье - единственная гарантия от грядущих подростковых проблем. То, чего так боятся родители, - плохие компании, побеги из дома, или что ещё худшее - следствие душевного одиночества в собственной семье.
Как-то бабушка Тёмы обозвала Лену сумасшедшей. Она предъявила ей целый список прегрешений: не готовит к школе, не учит компьютеру и иностранным языкам, не придумала ему будущее, позволяет иметь своё мнение, «припахала» к хозяйству - учит стирать вручную, мыть посуду, пустила к плите.
Лена не сумасшедшая. Она как раз нормальная и руководствуется здравым смыслом. Лена идёт от банальных истин, что жизнь - сложная штука и что опекать вечно не сможет. Она хочет, чтобы Тёма с трудностями, которые встретятся на его пути, справлялся, и последовательно этого добивается.
Почему я считаю воспитание здоровым? Я вижу результат. До прихода в эту семью, Тёма много болел, был тревожным, мнительным, вечно ноющим ребенком. Сейчас это здоровый, жизнерадостный, любознательный, открытый всему новому человечек.
Почему же таких, как Тёма, можно по пальцам пересчитать, а количество «маугли» растет? В чём разница между Леной и воспитателями «маугли»? Думаю, что в отношении к детям. О, этот миф, что «родители плохого не пожелают»! Почитайте классическую литературу всех времен и народов. Вглядитесь в современную семью. В большинстве семей отношение к детям можно условно разделить на несколько категорий.
1. Как к бытовой технике, которая должна выполнять функции. Что творится в душе ребенка, в такой семье никого не интересует. Не будешь же спрашивать у стиральной машины, какой порошок она предпочитает.
2. Как к породистой собаке, которая обязана оправдать породу и занять хорошее место.
3. Как к игрушке, с которой в охотку можно поиграть, провести время.
4. Как к необходимому для полноценной семейной жизни аксессуару. Что-то вроде сумочки, шляпки или украшений.
Список можно продолжить...
Лена относится к Тёме, как к человеку, который имеет право на собственные мысли, чувства и желания. Родительские амбиции - «Только я знаю, что надо моему ребёнку» она в себе вытравила. Слишком настрадалась она от своей матери в детстве. Она вглядывается в Тёму с удивлением и интересом. Вместе они учатся понимать друг друга. А Тёма, наблюдая за Леной, учится относиться к жизни как к чудесному Дару и при этом крепко стоять на ногах и на земле.
Совет последний. Каждый день мы показываем ребёнку своё отношение к миру, к жизни и к самому ребёнку. На подсознательном уровне ребёнок фиксирует, на что мы ужаснулись, обрадовались, опечалились, встревожились, остались холодны и равнодушны... Наблюдая за нашими реакциями, ребёнок делает соответствующие выводы. Один - что «мир опасен», «люди - враги». Другой – что «мир полон загадок» и «ах, как все это интересно!». Да и про самого себя ребёнок подсознательно понимает, что он – кукла или предмет мебели. Или человек. С этим отношением к миру, к людям и к себе он и пойдет в жизнь.
- «А вам нравится Робинзон?» - вдруг спрашивает Тёма. «Это мой любимый герой», - серьезно отвечаю я. «Почему?» - «Он не просто выживал, как тараканы выживают, он удовольствие получал от жизни. И он столько всего придумал, и ему интересно было, поэтому у него все получалось». Тёма вскакивает: «Я тоже такой!» - кричит он, прыгая на кровати. «Мне всё! Ужасно! Интересно! И у меня! Всё! Получится!»
Как говорили древние: «Credo in earn», означает «Я в это верю!»