Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A
г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 13

Проблемы школьной неуспеваемости, их причины и способы устранения

В настоящее время количество школьников, испытывающих трудности в обучении неуклонно растет. Проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у практически здоровых. Мозг ребенка развивается гетерохронно, т.е. функции развиваются в разное время. 

Что чаще всего мы слышим от ребенка? Жалобы и их вероятная «расшифровка»: 
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить»- проблемы с памятью.
«Нечаянно пропустил, не заметил»- проблема с вниманием.
«Не понял»- проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
«Не могу представить»- проблема с воображением.
Все эти функции должны быть развиты для успешности в процессе обучения.

Внимание должно обладать произвольностью, объемом, концентрацией, устойчивостью, распределением. Очень важен объём внимания акустического, для понимания инструкций. 

Если неокончательно сформировались глубинные отделы головного мозга, то внимание будет недостаточным.

Следующий важный аспект - работоспособность. Если ребенок быстро утомляется, то возникает цикличность работоспособности. Период нормальной умственной работы чередуется с полным спадом. Такой ребенок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует максимального сосредоточения. За хорошую работоспособность отвечают глубинные отделы мозга, так называемый «ствол».

Следующая составляющая - саморегуляция и контроль собственной деятельности, воля выполнить задание. За сферу самоконтроля отвечают лобные доли, которые созревают последними, к 15-18 годам. В норме уровень самоконтроля достаточный уже к 7-8 годам и позволяет справляться с обучением в школе.

Недостаточность восприятия может повлиять на проблемы с письмом. Ребёнок зеркалит буквы, путает их при написании. Трудно копирует и плохо держится в строке. За это отвечают теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

В речевой сфере - небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи. 

Память, как правило, зрительная, является для многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребенка плохо развиты все виды памяти, зрительная, двигательная, слухоречевая, то это показатель несформированности глубинных отделов мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

Важен хороший уровень мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение.

Импульсивность, медлительность, трудность переключения с одной деятельности на другую имеют значение. Например, в письме (переключение с одной графемы на другую), ребенок «застревает» и пишет одну и ту же букву или слог несколько раз подряд. За процессы переключения отвечают заднелобные отделы мозга.

Важный аспект - сформированность, которая созревает к 8 годам, к 5 должна быть на хорошем уровне. Необходимость хорошего контакта между правым и левым полушарием есть важный аспект успешного овладения такими предметами как математика, чтение, письмо. Например, математика, где при решении задач условие требуется изобразить схематически. Письмо под диктовку и чтение, а именно связь фонема - графема, где ребенок не может вспомнить, как пишется та или иная буква. Несформированность межполушарного взаимодействия проявляется также в различного рода синкинезиях (содружественных движениях), например: ребенок пишет, рисует, высунув язык, болтая ногой. Синкинезия - признак неправильно сложенных связей в мозге.

У ребенка должен отсутствовать гипер-/гипотонус в руке, важна правильная постановка руки при письме.

Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении, списывании с доски.

Если у ребенка присутствуют проблемы,  ему необходимы занятия для развития той или иной психической функции. 
Любое занятие должно сочетать следующие направления
1.Коррекционное - преодоление неуспеваемости.
2.Эмоционально-реабилитационное-восстановление уверенности, повышение мотивации, создание ситуации успеха.
3.Стимулирующее - побуждение к разнообразным видам деятельности.

Занятия должны проводиться несколько раз в неделю в игровой форме по 20-25 минут. Помочь ребёнку развить ту или иную функцию можете и вы сами, выполняя с ребёнком предложенные упражнения. 

Развитию речи и понятийных категорий мышления поможет игра «Объясни инопланетянину»: нужно описать предмет, рассказать для чего он предназначен, чтобы «инопланетянин» догадался, как называется загаданное.

Межполушарное взаимодействие. Ребенок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Выбираем простые, схематические изображения, например: домик, дерево, солнце, звезда, спираль и т. д.

Внимание. Развитию акустического внимания послужат графические диктанты, где ребенок под диктовку взрослого движется по клеткам.

Зрительно-пространственные и моторные навыки, контроль руки. Ребенку выдается заранее приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Ребенок должен закрасить карандашом части кристальной пирамиды согласно образцу.

Умение быстро переключаться. У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке, сопровождая инструкцией. Ребенок выполняет действия согласно инструкции. Например: желтая- шаг вперед, зеленая- шаг назад, синяя- шаг влево, красная- шаг вправо.

Снятие импульсивности. «Нос-пол-потолок.» Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, на пол, одновременно называя их. Ребенок повторяет. Скорость увеличивается,  взрослым преднамеренно делаются ошибки. Ребенок должен делать правильно, игнорируя показ.

Воображение. «Вообрази и дорисуй». Ребенок превращает заданную взрослым фигуру в какой- либо предмет, дорисовывая элементы, например: круг в солнце, колесо, очки, яблоко и т.д.

Развитие умения анализировать и обобщать. «Общее и разное». Ребенку диктуются пары слов, он должен сказать, что между ними общего и в чем отличие. Например: лошадь-корова, общее - домашние животные, копытные. Разное - корова дает молоко, а на лошади пашут и ездят.

Закрепление образа букв, восприятия. «Испорченные буквы». Ребенок должен дописать недостающие элементы букв и восстановить слово.

Желаем успеха!
 

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Записаться на консультацию

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!