Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A
г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 13

Детская депрессия

Неприятные события – проблемы на работе, финансовые трудности или кризисы в отношениях, или длительное течение проблем, могут вызывать стресс и понижение настроения. Однако уровень реакции на эти события у разных людей может сильно отличаться. Некоторые легче справляются с негативными эмоциями и быстро восстанавливаются, в то время как другие могут испытывать проблемы с адаптацией и долгое время остаются в плохом настроении.

Депрессия – это состояние, которое может охватить все сферы жизни человека. Она может проявляться в форме:
•глубокого отчаяния или безудержной радости (в том числе с неконтролируемыми финансовыми тратами);
•крайней усталости или длительной бессонницы с высокой активностью;
•отсутствия интереса к жизни или беспорядочного метания по разнообразным развлечениям;
•агрессивного или апатичного поведения;
•потери аппетита или перееданием.

Физических, психологических, поведенческих изменений очень много. Депрессия может стать препятствием для выполнения повседневных задач, включая работу, учебу, социальную активность и поддержку отношений.

Плохое настроение это ещё не депрессия. Депрессия – это достаточно серьёзное состояние, психическое расстройство. Это медицинский диагноз, который устанавливается не только по симптомам, а на основании клинико-психологического, экспериментально-психологического и клинико-диагностического методов.

Невозможно считать депрессией состояние сниженного настроения, отсутствие аппетита и нежелания что-то делать. Здесь можно больше говорить о состоянии меланхолии или о перенапряжении нервной системы в результате перегрузки, истощаемости, индивидуального отношения к событиям или (что реже) психологической травмы.

Перенапряжение психики проявится по-разному. Всё зависит от силы Эго, от способности к адаптации, от отношения человека к переживаемой ситуации, от типа личности, от темперамента.

Тело помогает психике справиться с ситуацией в том случае, если психических сил недостаточно. В теле создаются очаги напряжения, которые люди описывают как «камень в сердце», «тяжесть в животе», «тяжёлая голова».

Таким образом, депрессия – это адаптация к ситуации, при недостаточной силе психики и личности.

Как известно, дети реагируют на психологические проблемы телом и телесным поведением. Дети опираются только на тот опыт, который им известен – детство. А в детстве социального опыта нет, есть реакции тела.

Эго ребёнка дозреет к 15-17 годам, а до этого времени механизмы психической защиты ещё не развиты.

Не стоит думать, что если мы тренируем у ребёнка проявление зрелых психических защит, то он станет выносливым. Наоборот! Это приведёт к ещё большей травматизации психики, так как психика и возрастная физиология ребёнка пока не готовы к осознанию.

Психика проявляет то, что положено ей по возрасту!

Вы не станете носить штангу в 60 кг без тренировок. Но когда вы будете тренироваться, то придётся корректировать режим сна, отдыха, питания и уровень физической нагрузки. Тренироваться придётся не один-два месяца, чтобы привести тело к той норме, которая позволить взять нужный спортивный вес.

Когда дело касается детской психики, родители думают, что объяснений и требований достаточно для тренировки. Незнание особенностей психики своего ребёнка, постоянное сравнение с другими детьми, которые, на самом деле, отличаются условиями и качеством жизни, психическими процессами, жизненным опытом и степенью выносливости, объёмом поддержки значимых людей, приводит к формированию псевдодепрессивных состояний. Обесценивание переживаний своего ребёнка, приводит к тому, что ребёнок перестаёт адекватно воспринимать и реагировать на события, которые с ним происходят. Более того, обрушивается авторитет обесценивающего взрослого. Отсюда тотальное нежелание учиться, общаться, ходить куда-либо и т.д.

Ребёнок символически «прикидывается мёртвым», чтобы его никто не трогал. Однако своё состояние ребёнок не осознаёт, и справляется, как умеет: слушает громкую музыку, смеётся и кривляется, шумит, сидит за компьютером или телефоном, перестаёт нормально питаться и спать, бегает по школе, становится несобранным, рассеянным, невнимательным. Чтобы чувствовать себя живым, нужно вести себя так, чтобы вокруг «кипела» жизнь!

Создавать радость ребёнок ещё не умеет, а создать негативную ситуацию – это опыт любого ребёнка. Любой ребёнок точно знает как «оживить» маму или папу своим поведением.

Для ребёнка любое происходящее событие имеет важное значение. Дети не живут в воспоминаниях о прошлом и не фантазируют о будущем (планирование и проектирование будущего). Дети живут здесь и сейчас. Когда ребёнок играет – это не планирование будущего – это проживание роли здесь и сейчас.

Когда ребёнку остаётся только одна роль – «хороший мальчик» или «хорошая девочка», или «школьник», а прочие социальные роли игнорируются, то мир ребёнка схлопывается. В текущем моменте, в сейчас, ребёнку становится нестерпимо неинтересно. Возникает вакуумная скука, которую мышление пытается чем-то восполнить. Однако есть препятствия. Вспоминать прошлое – для ребёнка означает тосковать по тому, что уже никогда не вернётся. Планировать будущее – означает признать, что придётся жить так, как родители: жаловаться на тяжёлую жизнь, страдать от несправедливости начальников, бояться увольнения, жить в жёстких правилах и ограничениях, поздно приходить с работы, забыть об отдыхе, и стареть – для ребёнка такой опыт ощущается как жуткий. Базовая потребность ребёнка в игре, общении, радости, фрустрируется.

Ничего не остаётся, как найти то, что поможет украсить здесь и сейчас чем-то очень необычным. Ребёнок находит тех, кто предложит опасную игру в суицид, даст выпить алкоголь или покурить, устроит азартное соревнование в прохождении уровней компьютерной игры и через это ощутить свободу и лёгкость. Но эти развлечения связаны с механизмом меланхолии, как способ адаптации к фрустрации.

Как же выйти из меланхолии?

В первую очередь, обратить внимание на возраст ребёнка. Важно говорить с ним на его языке, помогать реализовываться в тех задачах, которые ему нужно решить в этом возрасте.

Второе: находиться в здесь и сейчас, не пророчествовать о будущем.

Третье: научиться самим и обучить ребёнка наблюдательности и выработке 6-8-12 точек зрения на одно событие. Вы можете с ребёнком делать упражнение, которое описывается Эдвардом де Боно в книге «Шесть шляп мышления».

Четвёртое: научиться техникам эмоционального восстановления, профилактике эмоционального выгорания.

Пятое: развивайтесь сами, а ребёнок возьмёт с вас пример. Творите себя!

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Записаться на консультацию

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!