Роль невербальной коммуникации в развитии детей-аутистов
По мнению психологов, общение – это одна из ведущих деятельностей человека. Когда работаешь с неговорящими детьми, цель не сводится к тому, чтобы ребенок начал говорить. Главная задача – научить ребенка эффективной коммуникации. Даже дети умеющие разговаривать не всегда способны коммуницировать. Присутствие в жизнедеятельности ребенка отдельных звуков, словосочетаний или повторяющихся речевых оборотов может указывать на успешность в овладении речью впоследствии. Огромную роль играет поощрение за взаимодействие и общение. Для ребенка с аутизмом у вас под рукой всегда должна быть желанная награда.
Существует несколько подходов к обучению невербальных детей, зачастую советуют применять несколько методов сразу:
- АВА-терапия - вербальный поведенческий подход, обусловлен внутренней мотивацией ребенка, который получает награды для подкрепления различных видов взаимодействия, например, говоришь «мороженое» - получаешь мороженое;
- Язык жестов - называя окружающие предметы, сопровождайте их жестом. Здесь нужно учесть возраст ребенка и навыки мелкой моторики. Этот метод может не дать нужного эффекта из - за недостаточности развития мелкой моторики или нехватки опыта.
- PECS - коммуникационная система обмена изображениями, когда обмениваешь фотографию предмета на сам предмет. Преимущество данного метода по сравнению с жестовым в том, что его может понять любой человек. Недостатком метода является необходимость постоянного обновления карточного запаса из – за меняющихся интересов ребенка;
- Вспомогательные коммуникационные устройства - создание речи с помощью голосового синтезатора.
Ребенок вставляет картинки, печатает или нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит слова с помощью искусственного голоса. Ребенок должен обладать достаточными интеллектуальными способностями;
- Языковое погружение - на протяжении всего дня ребенок погружается в среду, мотивирующую его на использование речи. Каждый предмет четко называется, и каждый ребенок вовлекается в коммуникацию.
Серьезные дефициты в области социального взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра приводят к нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестами и истериками. Выражение чувств и понимание точки зрения других людей требует обучения в специальных игровых ситуациях (« Представь, что ты…»)
Очень важное условие для развития успешной коммуникации – это умение говорить по очереди, которое также приходится отрабатывать на примере различных ситуаций.
Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы. Если ребенок использует только отдельные слова, то постарайтесь сократить свою фразу до двух слов.