г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Развитие навыков общения детей с нарушением интеллекта PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
13.04.2016 12:04

В настоящее время детям с нарушением интеллекта уделяют особое внимание. Органическое поражение мозга приводит к нарушению познавательной деятельности (восприятие, память, внимание, мышление).

Состояние таких детей нередко бывает осложнено недоразвитием слуха и моторики, что приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Это отрицательно влияет на формирование и развитие навыков общения. Самой распространенной формой общения является диалог. Дети с нарушением интеллекта редко проявляют инициативу в общении. Из-за нарушения познавательной деятельности эти дети почти не интересуются окружающим, у них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Не все умеют поддерживать диалог, что обусловлено рядом особенностей, характерных для их речевой деятельности.

Затруднения при диалогической речи связаны с тем, что каждый из собеседников в процессе диалога должен неоднократно переходить с позиции говорящего на позицию слушающего. Следовательно, участвуя в диалоге, ребенок должен быстро и многократно изменять свою речевую деятельность. Свойственная данной категории детей инертность нервных процессов и реакций на воздействия осложняют переходы с «говорения» на «слушание» и наоборот. Поэтому они, в ряде случаев, не отвечают на обращения взрослого, не поддерживают возникающую беседу. Кроме того, каждый участник диалога должен уметь соотносить содержание своих высказываний с высказываниями собеседника, постоянно следить за развертыванием мысли собеседника,  за его вопросами или репликами. Детям с нарушением интеллекта трудно концентрироваться, особенно при наличии побочных зрительных или слуховых раздражений, которые отвлекают их. В этих случаях они забывают, о чем они только что говорили, или перестают слушать собеседника. Восприняв лишь часть из сказанного, дети не могут поддерживать беседу.

Трудности в организации беседы бывают связаны еще с тем, что дети часто уклоняются от разговора. В ответ на вопрос взрослого они молчат, иногда при этом напряженно шевелят губами, как будто не в силах начать говорить. В других случаях - отвечают «Не знаю». Многие дети сопровождают свою речь жестами, которыми пытаются дополнить или пояснить свое высказывание.

Для ребенка важен и сам процесс участия в общении, и понимание сути того, о чем идет речь. Построить диалог в знакомых, бытовых ситуациях детям достаточно легко. Общению в малознакомых, новых ситуациях необходимо обучать. В качестве основы обучения используются ролевые игры, анализ жизненных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления. При обучении навыкам общения, определяется объем, последовательность, содержание тем, в том числе, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности.

Например, рассмотрим работу по изучению темы «Одежда». Первый шаг - работа со словарем: знакомство с названиями одежды, понятиями зимней, летней, спортивной, праздничной одежды и т.д.; пояснение, когда, что и как нужно носить. Для этого можно использовать лото с названиями одежды. Для правильного употребления слов, недостаточно их только хорошо запомнить. Они должны быть включены в речевые системы и соотнесены с ранее усвоенными словами.

Следующим шагом будет составление предложений с новыми словами, их включение в речь. С успехом используются следующие задания: составление рассказов по картинкам; описание людей, предметов, действий. Затем можно включать в процесс обучения дидактические игры. Для изучения темы «Одежда» используется игра «Одень куклу». Дается задание - помоги кукле одеться. Для выстраивания диалога по изучаемой теме ребенку задаются стимульные вопросы: «Куда собирается кукла? Какую одежду мы выберем для нее? Что оденем сначала?» Если кукла бумажная, то одежду для нее можно самим нарисовать и вырезать. Совместная деятельность обогащает опыт общения. Потребность использования новых слов обуславливает их включение в речь ребенка.

Создание жизненных ситуаций - более сложный способ формирования навыков общения. Например, можно смоделировать ситуацию покупки одежды с помощью игры «Магазин одежды». До начала игры полезно сходить с ребенком на экскурсию в настоящий магазин, обращая внимание на все детали: интерьер, одежду, мебель, освещение и т.д., а особенно на поведение и речь продавцов и покупателей. Дома легче будет включить ребенка в игру и создать подобную ситуацию. Периодически можно меняться ролями, обязательно хвалить детей, поощрять их активность, учить взаимодействовать со всеми участниками игры. Важно также менять условия, чтобы дети учились ориентироваться в различных ситуациях. В ходе игры необходимо акцентировать внимание на культуре поведения участников (поздороваться, правильно задать вопрос, вежливо ответить). Детям с нарушением интеллекта полезны специальные упражнения для овладения базовыми навыками общения: приветствие взрослого, сверстника; вежливое обращение к ним в различных ситуациях; оказание и принятие помощи, выражение благодарности за помощь или услугу; умение отказать в адекватной форме (Я не пойду с вами, уходить далеко от дома опасно). Такие упражнения требуют многократных повторений.

Аналогично можно обыгрывать ситуации покупки продуктов, поездки в транспорте, посещения больницы, парикмахерской и т.д. Обучение навыкам общения строится примерно в такой последовательности: изучение новых слов; составление предложений, включающих новые слова; создание ситуаций по теме, требующих использования новых слов. Если уровень развития ребенка позволяет, то ему дается задание на описание ситуации, в ходе выполнения которого, он будет включать в свою речь изученные слова.

Для обогащения активного словаря детей рекомендуется использовать игры и упражнения. Например, детям раздаются наборы картинок с изображениями зверей: заяц, лиса, белка, волк; фруктов: груша, яблоко, слива; мебели: стол, стулья, шкафчики. Сначала дети составляют предложения, которые являются ответом на вопрос: «Кто изображен на картинке?» или «Что изображено на картинке?» Затем звучит начало предложения: «В лесу живут...» Продолжают это предложение те дети, у кого картинки с изображением зверей: «В лесу живут белки, лисы, зайцы, волки». Точно так же составляются предложения: «В саду поспели груши, яблоки, сливы»; «В школу привезли столы, стулья, шкафчики». После этого важно, чтобы дети назвали обобщающие слова и составили с ними предложения: «В лесу живут звери: волки, лисы, зайцы»; «В школу привезли новую мебель: столы, стулья, шкафчики». В процессе составления предложений можно учить детей правильно связывать слова между собой, употреблять предлоги, падежи, числа, род: «В саду растет много фруктов: груши, яблоки, сливы»; «В лесу живет много зверей: зайцы, белки, ежи.» и др.

Общаясь в игре, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют ее замысел и содержание. Активный словарь выполняет организующую функцию, содействует взаимопониманию и укреплению дружбы между детьми. Игровые действия побуждают ребенка обращать внимание на речь, ее выразительность, помогают регулировать собственное поведение в ситуации общения: проявлять уважение к собеседнику, соблюдать правила и требования речевого этикета. Играя, выполняя разнообразные практические задания, дети учатся вслушиваться в смысл сказанного; точнее формулировать и выражать свои мысли; исправлять речевые ошибки; преодолевать речевую замкнутость.

Одним из условий успешного развития навыков общения ребенка с нарушением интеллекта является наличие широких социальных контактов. Родители таких детей часто ограничивают общение ребенка, опасаясь, что его отношения не сложатся. Ребенок не умеет знакомиться, устанавливать контакты. Словарный запас его беден, высказывания  шаблонны, речь однообразна, неточна. Все это создает трудности в общении ребенка с другими людьми: окружающие не понимают, избегают его, что может стать причиной развития депрессивного состояния.

В развитии навыков общения могут помочь родители: учить устанавливать контакты с детьми разного возраста, взрослыми; разговаривать с ними; задавать вопросы и отвечать на них; вести беседу. Например, научить здороваться с детьми; спрашивать, можно ли поиграть вместе с ними; обмениваться игрушками и т.д. При этом важно показать разнообразные интонации, доброжелательность. Сначала можно не просить ребенка все повторять. Достаточно того, что он будет слушать и запоминать. Потом необходимо помочь ребенку вступить в диалог, находясь рядом, поддерживая его, побуждая общаться: «Спроси, можно ли тебе поиграть с детьми; попроси разрешения посмотреть его игрушку, предложи ему свою машинку, книжки» и т.д. Такая подсказка сначала вполне оправдана, потом ребенок сам научится задавать подобные вопросы. Хорошо, если родители познакомят ребенка с детьми, которые гуляют обычно рядом с ним. Поощряйте желание самостоятельно познакомиться, участие в совместных играх с детьми (катание машинок, «выпечка» пирожков из песка, игра в мяч, катание с горки и т.д.).

Во многих семьях сохранилась традиции: общесемейные обеды, пироги по воскресеньям или чаепитие со сладкими пирожками в субботу, чтение сказок по вечерам или рассказывание интересных историй, семейное рукоделие, создание домашнего театра, выращивание цветов, коллекционирование камней, марок и т.д. Сохранение семейных традиций способствует развитию навыков общения.

Например, читая ребенку перед сном стихи, можно предложить ему договаривать последние слова в каждой строке, читать по ролям:

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

(К. Чуковский)

- Кто живет под потолком?

- Гном.

- У него есть борода?

- Да.

- И манишка и жилет?

- Нет.

(Саша Черный)

Важно также создать такие условия для прослушивания записей художественных произведений, в которых часто используются одни и те же фразы.

Ребенку с нарушением интеллекта для развития навыков общения полезно ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и участвовать в них по мере возможности. Например, начать можно с приглашения детей на день рождения ребенка. Дети будут благодарны взрослым, если те проявят творчество при подготовке и проведении праздника. Интересны игры в поиске клада (подарка): дети, по заранее заготовленной карте, (схематичное изображение дома, двора), отгадывая загадки, ребусы, находят его. Украсят комнату воздушные шары разных размеров и цветов; стенгазета, в которой представлены фотографии именинника с момента рождения до празднуемой даты. Поскольку дети любят двигаться, им тяжело сидеть долго за столом, то лучшим продолжением праздничного чаепития будут подвижные игры (прятки, сбивание кеглей, строительство самой высокой башни, метание в цель). Замечательно, если имеется возможность поиграть с детьми во дворе («догонялки», веселые эстафеты).

Постепенное расширение круга знакомств позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, найти друзей по увлечениям, интересам. С целью укрепления взаимоотношений детей, важно постоянно создавать ситуации совместных переживаний: просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, походы в музей, на выставку, в лес.

Таким образом, в целях развития у ребенка с нарушением интеллекта навыков общения, необходимо постепенно расширять круг знакомств; учить его вести диалог, беседу; устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Информация подготовлена учителем-дефектологом Г.А. Петлиной

 

 
Развивающие занятия для детей 6 лет. PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
13.04.2016 07:09

Уважаемые родители!

Шестилетний ребенок - это уже не тот малыш-несмышленыш, которым он был совсем недавно. У него уже произошел стремительный скачок в физическом и интеллектуальном развитии. Важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать развивать ребенка и дальше, ведь впереди уже грядет школа, к которой он должен быть хорошо подготовлен как психологически, физически, так и интеллектуально.  Главное условие проведения любых занятий с детьми - это блеск в глазах ребенка и его радость от занятия. Интересные развивающие занятия для детей 6 лет просто необходимы для них, но при условии, что они будут именно интересными.  Для того чтобы будущий школьник был готов к школьным будням,   развивающие занятия  нужно вести в нескольких направлениях.

К ним относятся следующие:

Развитие интеллекта. Сюда можно отнести и общестороннее развитие, те знания, которые ребенок накапливает к этому возрасту. Знания об окружающем его мире, о свойстве предметов, о причинно-следственной связи процессов, а также нужно развивать логическое мышление, учить грамоте, элементарной математике и давать азы чтения. Некоторые дети, правда, к 6 годам читают уже довольно бегло, но все-таки такое явление не носит массовый характер. Кроме этого, многие начинают обучение иностранным языкам, это тоже относится к равитию интеллекта.

Развитие психологических процессов. К этим процессам относятся память, внимание, умение сосредоточиться и воля. Развитие этих процессов происходит постоянно, многие занятия рассматриваются как средство для их развития. Например, многие родители отдают ребенка на обучение английскому языку с целью развить его память.

Развитие воображения и творчества. Многие ребята и сами с большим удовольствием рисуют, лепят из пластилина, занимаются нетрадиционными техниками творческого искусства. Некоторым это не так легко, и поэтому им нужно помогать, искусно, но бережно направляя их.

Развитие речи. Нужно много читать, потом обсуждать прочитанное, делать всевозможные речевые упражнения.

Как заниматься с ребенком?

Конечно, вы можете водить свое чадо в различные кружки и школы развития, но ничто не сблизит вас больше, чем совместная познавательная деятельность, в которой мама или папа открывают для ребенка новые грани мира. В качестве примеров приведем следующие варианты развивающих занятий для дошкольников 6-7 лет на дому:

  1. Приготовление пищи в игровой форме. Во время выпечки пирога или варки супа малыш получает бесценную возможность научиться правильному использованию столовых приборов, точности и аккуратности при добавлении различных ингредиентов в блюдо. Дайте ему возможность проявить фантазию – и креативное мышление вашему юному вундеркинду будет обеспечено. Также, подавая на стол блюдо, родители преподают детям первые уроки этикета.
  2. Ролевые игры, в которых обыгрываются различные бытовые ситуации или известные сказки. Это отличные развивающие занятия для детей 6 лет, которые еще не покинули до конца мир сказки и только вступают во взрослую жизнь. Детям наверняка очень понравится вместе с родителями участвовать в пошиве костюмов и изготовлении декораций для театральной постановки. Ваш ребенок и сам способен придумать себе костюм из подручных материалов, сделать сцену из предметов, имеющихся в комнате, придумать новый сюжет или концовку любимой истории. Все это замечательно стимулирует творческое мышление.
  3. Сборка конструктора или пазла на время или даже решение простейших логических задач. Просто установите секундомер и вместе с ребенком посоревнуйтесь, кто быстрее справится с поставленным заданием. Ребенок не только обучится чему-то новому, но и получит море положительных эмоций. Если вы не знаете, чем занять своего подросшего малыша дома, такие развивающие занятия для детей 6 лет окажутся как нельзя кстати.
  4. Игра «Прочитай мысли». Вы загадываете слово, а ребенок должен угадать его. Для этого он задает наводящие вопросы, на которые вы можете отвечать только «да» или «нет». Это дает возможность ребенку научиться правильно ставить вопросы и стремиться достичь поставленной цели.
  5. Игра «Найди рифму». Это отличный пример развивающих занятий в 6-7 лет, позволяющий ребенку расширить свой словарный запас. В этой игре нужно как можно быстрее найти рифму к заданному слову, например: «пол – кол», «олень – тюлень» и т. д. Тот, кто не сможет продолжить словесную цепочку, считается проигравшим.
  6. «Ассоциации». Игра, не только расширяющая активный словарь ребенка, но и направленная на улучшение памяти. Подобные развивающие занятия в 6 лет помогут дошкольнику хорошо подготовиться к школе. Взрослый называет ребенку несколько пар слов, которые связаны между собой ассоциативным рядом: кастрюля – суп, школа – парта, зима – снеговик и т. п. Задача ребенка – запомнить эти цепочки. Затем вы говорите только первые слова из каждой пары, а малыш должен вспомнить вторые и назвать их. Постепенно игру можно усложнять, придумывая большее количество пар и более сложные ассоциации.
  7. Игра «Пластилиновый мир». Мама или папа вместе с ребенком занимаются лепкой – своеобразной терапией, позволяющей ребенку расслабиться и снять стресс. Лепить можно сцены из сказки или реальной жизни, людей, птиц и животных – все, что вам подскажет ваша фантазия. Но при этом не забывайте спрашивать малыша, почему он выбрал ту или иную тему для лепки, что чувствуют и думают созданные им персонажи, как поступают. Это поможет понять эмоциональное состояние ребенка, научить его решать конфликты.

По материалам интернет-источников подготовила методист С.Н. Колесникова

 
Советы родителям по воспитанию детей 4-5 лет PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
11.04.2016 12:14

Уважаемые родители!

  • Воспитывайте в детях  скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным, смелым.
  • Уделяйте  больше внимание совместной деятельности с ребёнком.
  • Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, инициативу в двигательной активности.
  • Развивайте наблюдательность и любознательность малыша, знакомя его с предметами, явлениями общественной жизни и природы.
  • Формируйте обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
  • Удовлетворяйте потребность ребенка в обсуждении с Вами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Будьте снисходительны к его высказываниям.
  • Прививайте любовь к родному дому, краю.
  • Знакомьте с профессиями близких ребенку людей, подчеркивая значимость их труда. Помогайте совершенствовать собственные трудовые навыки.
  • Продолжайте работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, улучшению звуковой культуры. Побуждайте ребенка к активному участию в беседе на заданную тему учите его составлять рассказы.
  • Воспитывайте исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Учите ребенка бережно относиться к окружающему миру.
  • Учите понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
  • Воспитывайте устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводите ребенка к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, аппликации.
  • С помощью развлечений и праздников приобщайте ребенка к ценностям культуры, формируйте опыт его социального взаимодействия.
  • Избегайте публичной оценки неблаговидного поступка ребенка,  так как дети пятого года жизни обидчивы.
  • Чаще хвалите малыша, объясняя, чем он порадовал и удивил Вас.

Желаем Вам успехов!

Информация подготовлена по материалам интернет-сайтов методистом С.Н. Колесниковой

 
Учимся рисовать животных PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
25.03.2016 09:43

Уважаемые родители!

Вы хотите, чтобы ваши дети научились рисовать животных? Наши простые упражнения помогут вам в этом. Внимательно посмотрите на картинку, где показана последовательность изображения конкретного животного. Возьмите вместе с ребёнком в руки карандаш и альбомный лист. И приступайте к рисованию.

Желаем вам успехов в вашем творчестве!

По материалам интернет-источников подготовила  социальный педагог Водзаковская А.В.

 

 

 
Как воспитать ребёнка счастливым. PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
24.03.2016 12:15

С давних времён люди женились, рожали детей и воспитывали их. Потом начался «бэби-бум» и появилось огромное количество людей с собственными идеями по поводу воспитания, хотя этот процесс был признан сложной наукой. Родители стали более демократичными и всё позволяющими, поэтому неудивительно, что количество избалованных детей растёт.

Большинство мифов о методах воспитания на самом деле опасны и вредны, поговорим о некоторых из них.

Миф № 1. «Всё для детей»

Во всём нужна мера, если семья уделяет ребёнку слишком много внимания у него немало шансов вырасти эгоистом. Кроме первых лет жизни дети не требуют постоянного внимания, так же как неограниченного количества пищи. Еда нужна, но если вы будете давать её слишком много, то просто приучите есть малыша больше, чем нужно. Уделяя ребёнку слишком много внимания, вы тем самым наносите ему вред, мешаете вырасти из младенческого эгоизма.

Пример: в одной семье родители слишком много внимания уделяли детям, которые становились требовательнее и непослушнее. Тогда родители решили, что после того, как все пришли домой, дети должны как минимум полчаса играть в своей комнате или на улице. В это время взрослые готовили ужин и спокойно обсуждали свои дела. Прошёл не один год. Дети выросли независимыми, спокойными и счастливыми.

Миф № 2. «Семья -  это ячейка демократии»

Родители часто спрашивают психологов: «Как заставить ребёнка слушаться?» Если вы уверены, что дети должны вас слушаться, так оно и будет. Многие родители ждут от своих детей безоговорочного послушания, но не получают его. Обычно это бывает, когда родители подкупают, торгуются, охотно дают ребёнку второй шанс  - то есть они хотят, но не уверены в послушании. Отсюда и результат.

Пример: взрослый человек принял какое-то решение, а  ребёнок спорит с родителем и кричит «Почему?», потому что это решение ему не нравиться, и как бы ему  красноречиво и убедительно родитель не объяснял свою точку зрения  для  ребёнка – это не аргумент, так как для него приемлема только собственная точка зрения. Будет лучше, если вы просто скажете: «Потому что я так сказал». Если же вам эти слова кажутся жесткими, то попробуйте сказать иначе: « Потому что я твой папа (мама) и принимать решения – это моя обязанность».

Миф № 3. «Домашняя работа привилегия родителей»

Если провести опрос среди родителей и задать один единственный вопрос: «Кто из вас ждёт помощи от своих детей в выполнении домашней работы?», количество ответивших утвердительно будет минимальным, а на вопрос «Кто бы из ваших родителей ответил утвердительно на этот вопрос?» - процент ответивших «да» был бы в разы выше. Только за одно поколение мы упустили  важную тенденцию в воспитании детей: они должны быть действующими членами семьи. Конечная цель воспитания – помочь детям войти во взрослую самостоятельную жизнь подготовленными людьми, а  выполнение домашней работы помогает этому. Приучать ребёнка к работе по дому можно с трёх лет. В этом возрасте они с удовольствием помогают родителям, полностью копируя их действия. В три года ребёнок может убрать свою постель, накрыть на стол, в 4-5 способен убраться в своей комнате, в 6 лет  - работать с пылесосом, в 10 ему нужно тратить на домашние дела 45 минут и 2 часа по субботам. К 18 годам он (она) должен уметь убраться в доме, стирать, гладить, готовить основные блюда.

Миф № 4 . «Много игрушек – это хорошо»

Привычная картина - дом забит игрушками, а ребёнок говорит: «Мне скучно!» Когда много всего, ребёнок просто не знает, на чём остановиться. В большинстве случаев такое количество игрушек не развивает способность ребёнка, скорее наоборот, популярные сегодня компьютерные игры затормаживают творческое развитие ребёнка. На самом деле игрушки должны побуждать ребёнка к действию, развивать фантазию.

Пример: если ребёнок взял сосновую шишку, сажает её в песок и говорит, что это дерево, то цель игры достигнута. Глина, карандаши, краски – вот игрушки, пробуждающие творческое начало. В руках ребёнка такие обычные вещи, как ложки, бумажные коробки, камушки и земля олицетворяют собой весь мир.

Миф № 5. «Друг детей – телевизор»

В возрасте от 2-х до 5- лет ребёнок проводит у телевизора по несколько часов в день. В следующий раз, когда ребёнок будет сидеть у телевизора,  спросите себя: «Зачем?». Ведь в это время он не развивает свои способности. Наоборот, просмотр телепередач мешает формированию логического и последовательного воображения, инициативы и любознательности. Известно, что нынешнее «телевизионное» поколение менее развито, чем предыдущее «книжное». Есть смысл по возможности ограничивать время, которое дети проводят у телевизора до третьего класса, пока они не научатся хорошо читать, и после разрешать детям проводить время у телевизора не более пяти часов в неделю.

Воспитывать детей нужно доверяя своему сердцу и надеясь на свою силу воли, откажитесь от новомодных теорий воспитания, положитесь на здравый смысл и природу!

По материалам интернет-исочников подготовила педагог-психолог  Песчанская М.В.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009