г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Адаптация первоклассников к школе

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Ребенок переходит от ведущей игровой к учебной деятельности, и именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. В этот период у детей возникают следующие трудности, охватывающие   многие стороны учебного процесса:

  • сложно высиживать урок в одной и той же позе,
  • сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя,
  • сложно делать все время не то, что хочется, а то, что  требуют,
  • сложно сдерживать и не выражать  вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии,
  • новые правила поведения  с взрослыми,
  • не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с  ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит следующие этапы физиологической адаптации:

  1. Первые 2 – 3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, поэтому в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление  - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты  реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность этого периода. Но, тем не менее, по наблюдениям медиков, в здоровье детей происходят следующие изменения:

- некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти,

- у многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления),

- у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления),

- дети жалуются на головную боль, усталость,

- становятся капризными.

Первоклассники со слабым здоровьем нуждаются в особом подходе. Во-первых, нужно снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, желательно обеспечить им 2-х часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в  ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне – примерно 11 часов.

И конечно, Вам, как успешному, любящему родителю нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок  должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, не смотря на все школьные трудности.

Материал подготовила социальный педагог Неневолина Татьяна Владимировна

 

По материалам методического пособия «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами» авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010.

 
Этапы развития семьи

В наше время, в нашем обществе, под понятием семья подразумевается общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества, родительства, родства. Эта общность людей осуществляет воспроизводство населения, преемственность поколений, социализацию детей, осуществление поддержки членов семьи, развитие духовной сферы общения… Все это посредством исследований определили ученные, но как же нам понять, что же происходит, когда мы являемся участниками семейных отношений, почему возникают те или иные трудности?

Семья, как сложное явление, имеет определенную периодизацию, т.к. в развитии семьи происходят различные изменения, которые связаны с личностью каждого из членов семьи.

Полный цикл семьи состоит из закономерных этапов. На семью влияют противоречивые факторы (внешние – экономические условия, трудоустройство; внутренние – характеры супругов, рождение детей и т.д.). Исходя из этого, семья, как система, постоянно приспосабливается к влиянию этих факторов и стремится к равновесию (гомеостазу).

Семью, как систему, можно рассматривать по критерию «зависимость - независимость».

Этапами развития семьи являются:

1        Этап. Встреча 2-х независимых друг от друга людей. Отношения начинают активно развиваться, происходит формирование диадической зависимости (вступление в брак, люди любят друг друга, хотят провести жизнь вместе), которая усиливается с появлением общего быта и имущества.

2        Этап. Появление ребенка. На этом этапе отношения супругов развиваются все более активно, и, как правило, рождается ребенок. В связи с этим, формируется триадическая зависимость, которая усложняется и усиливается.

3        Этап. Взросление ребенка. Ребёнок становится все более самостоятельным, поэтому из полной его зависимости от родителей он переходит к частичной (ребенок проходит институты социализации – детский сад, затем школа). На этом этапе задачей семьи является помочь ребенку адаптироваться к ситуации, где он зависит уже не только от родителей, но и от других людей (учителя, авторитетные для ребенка люди, сверстники). Продолжительность этого этапа связана с количеством детей в семье.

4        Этап. Частичный выход в социум взрослеющего ребенка. Происходит еще большее ослабление зависимости ребенка от родителей. Задачей родителей является отчетливое осознание взросления ребенка.

5        Этап. Полный выход старшего ребенка из семьи. Ребенок  становится полностью независимым от родителей, происходит полное отделение. Главной задачей для семьи является облегчение отделения детей.

6        Этап «опустевшего гнезда». Последний ребенок уходит из семьи, расставание с ребенком происходит более сложно, главное уметь отпустить ребенка. Триадная зависимость трансформируется в диадическую, где супруги остаются вдвоем. На этом этапе важно сохранить теплоту отношений между супругами. Важно отметить, что здесь происходит появление и взросление внуков, поэтому у супругов появляется новое содержание жизни – забота о внуках.

7        Этап. Смерть  одного или обоих супругов. Данный этап развития семьи начинается со смерти одного из супругов, второй супруг остается один, он становится независимым, а заканчивается этот этап со смертью другого, т.о., семья прекращает свое существование.

Каждый из этих этапов подразумевает переживание в семье определенных кризисов, которые более полно раскрывают развитие внутрисемейных отношений. Более подробно мы расскажем вам об этом в следующей статье.

 
Правила эффективного общения PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
04.12.2009 08:46

Эффективное общение

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.

Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

Неспециалисту может показаться странным, что самооценка человека прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако, исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка, который относится к самому себе хорошо, имеет положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя «хуже других». Пять правил повышения самооценки позволят вам повысить ее у вашего сына или дочери.

Правила повышения самооценки

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2.
Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. ТЫ мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, что, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

LAST_UPDATED2
 
Это полезно знать PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
04.12.2009 07:57

Уважаемые родители!

Воспитание ребенка сложный, долгий процесс, не обходящийся без конфликтов, срывов…

Но в тоже время интересный, даже в какой-то мере увлекательный, дарящий радость.В процессе воспитания нет мелочей, важно все!

Будьте внимательны к своим детям, любите их от всего сердца за то, что они есть! Надеемся, что наши советы помогут Вам в воспитании детей.

Советы для родителей

Совет №1:
Можно ли в воспитании обойтись без жестоких требований, подавления и контроля?
? Не путайте «авторитет» и «авторитарность». Авторитарные родители строят отношения с ребенком на насилии. Авторитет нужно зарабатывать.

? Границы и правила в отношениях с ребенком необходимы. Но не забывайте: законы в семье обязательны для всех (и для вас тоже). Только в этом случае ребенок сочтет их справедливыми.

? Справедливые взаимоотношения в семье строятся на презумпции невиновности. Беспрестанная опека, контроль и слежка - приметы родителя-собственника. Они мешают детям проявлять инициативу и сделать собственный выбор. Доверяйте детям.

? Стимулируйте позитивную самооценку ребенка. Бесконечные опасения по его адресу могут оказаться «заразными»: ребенок поверит вам и заранее настроится на провал.

? Даже если ребенок не прав, старайтесь мирно разрешать конфликты. Ни в коем случае не запугивайте, не наказывайте. Страх сделает его не «сильной личностью», а жестокой. И эта жестокость обратится против вас.

Удачное воспитание – это компромисс между потребностями родителей и детей, в котором потребности старших удовлетворены на столько, что им удается сохранить радость общения с ребенком, и в то же время соблюдены интересы развития детей. 

Совет №2:
Пятьдесят пять способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»
1.Молодец, хорошо, великолепно, прекрасно, удивительно, грациозно, незабываемо, остроумно, талантливо, экстра-класс, отлично,
потрясающе, классно, поразительно, неподражаемо, несравненно, красота, ярко, здорово, чудесно.

2. Уже лучше, как в сказке; ты одаренный; очень эффектно; прекрасное начало; ты лучший; ты чудо-человек.

3. Я тобой горжусь; я просто счастлив; ты мне необходим; ты мне дорог; я ценю твои усилия.

4. Мне очень важна твоя помощь; работа с тобой, просто радость; ты сделал лучше, чем прежде; ты сегодня много сделал; ты в этом здорово разобрался; ты сделал это лучше, чем все кого я знаю; это трогает меня до глубины души; ты на верном пути; ты ловко это делаешь; это как раз то, что нужно; научи меня делать также.

5. Именно этого мы давно ждали; это трогает меня до глубины души; сказано здорово – просто и ясно; для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует; я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится; с каждым днем у тебя получается все лучше и лучше; для меня нет никого лучше тебя; тут мне без тебя не обойтись; я знал, что тебе это по силам; ты мне нужен именно такой, какой ты есть; никто мне не заменит тебя; я горжусь тем, что тебе это удалось; ясам не мог бы сделать лучше.

К этому еще осталось добавить: «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!»

Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог.


Совет №3:
Нарушения поведения детей. Причины, способы «борьбы» с ними.
Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание (у родителей возникает раздражение).
2. Борьба за самоутверждение (противостояние воле родителей => у родителей возникает гнев).
3. Желание отомстить (у родителей возникает обида).
4. Потеря веры в собственный успех (внутреннее неблагополучие ребенка => у родителей возникает чувство безнадежности или отчаяния).

Как бороться с этими причинами:
1. При борьбе за внимание оказывать больше положительного внимания.
2. При борьбе за самоутверждение снизить степень своего контроля над ребенком.
3. Если ребенок пытается мстить, значит ему больно. Постарайтесь понять его боль. Уважайте его право на чувство злости и обиды.
4. Если ребенок потерял веру в свои силы, постарайтесь не требовать от него слишком многого.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

Ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

При воспитании ребёнка мы Вам рекомендуем следующую литературу:
1. Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?» М.: ЧеРо, 2002.
2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 2000.
3. Развивающие игры для детей. Справочник. М.: Физкультура и спорт, 1990.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
5. Андреева Ю. Хотите усыновить ребенка? М.: Питер, 2004.
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994.
7. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
8. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
9. Приемная семья – проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной конференции. Родительский мост – TACIS. СПб.1999.
10. Приемная семья: проблемы становления (советы приемным родителям). Самара, 1999
11. Ромек В.Г., Конторович В.А. Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005.
12. Сергеева В. Это мой ребенок. М.: Здоровье и общество, 2004.
13. Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2008 года). Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.

Совет №4:
Полезно знать!

Как часто вы говорите детям…

А эти слова ласкают душу ребенка

- Я сейчас занят (а)… - Ты самый любимый!
- Посмотри, что ты натворил! - Ты очень многое можешь!
- Это надо делать не так … - Спасибо!
- Неправильно! - Чтобы мы без тебя делали?!
- Когда же ты научишься? - Иди ко мне!
- Сколько раз я тебе говорила! - Садись с нами!
- Нет! Я не могу! - Я помогу тебе!
- Ты сведешь меня с ума! - Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ты без меня делал?! - Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Вечно ты во все лезешь! - Расскажи мне, что с тобой…
- Уйди от меня!  
- Встань в угол!  

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если ребенок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.

LAST_UPDATED2
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009