г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Последствия материнской депривации у детей


Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.
Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии связанные с материнской депривацией проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.
Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.
Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
Последствиями таких травматичных для ребенка обстоятельств являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма.
Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в домах малюток.
У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев. Эти движения быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.
Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:
- агрессия по отношению к людям, вещам;
- чрезмерную подвижность;
- чувство собственной неполноценности;
- постоянные фантазии;
- упрямство;
- неадекватные страхи;
- сверхчувствительность;
- неспособность сосредоточиться на работе;
- неуверенность в принятии решения;
- частые эмоциональные расстройства;
- лживость;
- достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
- неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
- говорение с самим собой и т. д.
- пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.
- интеллектуальное отставание,
- неумение вступать в значимые отношения с другими людьми,
- вялость эмоциональных реакций,
- агрессивность,
- неуверенность в себе.
Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребёнка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.
Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, - базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.
Последствия материнской депривации проявляются в кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.
Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Материал подготовлен педагогом-психологом О.В. Жебит
















 
Насилие над ребенком в школе PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
11.05.2011 07:19

Это очень большая и серьезная проблема современного общества. Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается), а следствием невозможности решить эту проблему является нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия.
Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспрестанные жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера — один из вариантов последствий систематического насилия в школе.
Родителям нужно прежде всего понять, что происходит с их ребенком. И если это насилие со стороны одноклассников, сверстников (любая его форма — физическое (побои), морально-нравственное (унижения, обзыва-ния, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности), то нужно поговорить с ребёнком (подростком), все объяснить ему (ей).
Насилие в школе совершается при замалчивании ситуации. Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже. Надо действовать. Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем обычно не срабатывают, иначе так бы их решали всегда. Проблема возникла во время нахождения ребенка в школе, значит администрация школы несет полную ответственность за непротиводействие насильникам, за каждый синяк и дискомфорт жертвы. А если родителю стало известно, что его ребенка унижают или избивают, а он (родитель) ничего не делает, в таком случае он становится соучастником преступления против собственного ребенка!

Что нужно сделать родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к их ребёнку (подростку)?
Запомните, что тот, кто обижает, не хочет, чтобы вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость.
Помните, что в случае насилия над вашим ребенком нарушены его права:
1) право на получение образования в достойных условиях;
2) право на безопасное пребывание в общественном учреждении;
3) право на сохранение своего здоровья (как физического, так и морально-психологического).
Кстати, если обидчики почувствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений.
Действия родителей по предотвращению насилия по отношению к их ребенку
1. Если есть синяки, ссадины и прочие следы побоев, необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, затем идти в любой травматологический пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнет вас отговаривать от освидетельствования побоев, не слушайте его. Директора могут это сделать по причине того, что не хотят огласки инцидента в своей школе, но это не значит, что они что-то сделают, чтобы защитить вас, они беспокоятся о своей репутации, а не о вашем благополучии. Есть специальная процедура, регламентированная законом — при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать депешу в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов милиции).
2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах — для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и участкового милиционера (или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно, чтобы ваше обращение (письменное заявление) было зарегистрировано в канцелярии и имело входящий номер.
3. Если вам (или вашему ребенку) угрожают, сделайте то же самое, так как заявление в милиции — лучший страховой полис для вас, и ваши обидчики должны будут Богу молиться, чтобы с вами ничего не случилось —ведь в этом случае тех, кто в списке в вашем заявлении, будут допрашивать с пристрастием, вне зависимости от алиби.
Если участковый отказывается принимать ваше заявление, чаще всего рассказывая, как других людей бьют и как им страшно — это значит, что участковый не хочет исполнять свои профессиональные обязанности. Тогда заявление дополняется фразой «участковый Ф.И.О. отказался принимать за явление» и направляется в районное отделение милиции (РОВД), а именно — к начальнику участкового, что обеспечит участковому выговор за несоблюдение профессиональных обязанностей. Заявление у участкового — это знак того, что за вашими обидчиками будет грех, и это зачтётся в том случае, если они попадутся на другом деле или заявление будет не одно.
5. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев можно написать такое заявление (директору школы, а при бездействии администрации школы — ив милицию).


Образец заявления
Директору средней школы № 
Ф.И.О. директора 
от (ваше Ф.И.О.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу обеспечить моему ребенку безопасное пребывание в школе, а также обеспечить возможность реализовать его право на получение обра¬зования в достойных условиях.
Дата                                                                       Подпись

 

 

 

В заявлении можно изложить конкретные случаи и конкретные имена людей, которые унижают ребенка — будь то сверстники, старшеклассники или даже некоторые педагоги.
Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если вы чувствуйте страх, тревогу, а у вашего ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения (и вы понимаете, что это — следствие сложившейся ситуации).
Во-первых, это поможет окружающим понять серьезность ситуации и простимулирует педагогических работников школы принять самое активное участие в разрешении ситуации и в предотвращении дальнейшего причинения вреда вашему здоровью. Во-вторых, это нужно вам для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, для повышения вашей самооценки и самооценки вашего ребенка.
6. Для повышения уверенности в себе можно рекомендовать вашему ребенку пойти на любую секцию бокса, тайского бокса, карате, рукопашного боя и тренироваться, чтобы можно было отбиться в случае нападения, однако, эта рекомендация не для всех!
7. Если на вас напали, то ваша задача получить одну ссадину или синяк и дальше действовать согласно пункту № 1.

Действия родителей по предотвращению сексуального насилия

по отношению к ребенку


Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
— угрозы со стороны насильника;
— насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
— жертва может считать себя виновным в насилии;
— ребенок любит насильника или нуждается в нем;
— пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
— ребенок не понимает, что то, что с ним делают, плохо;
— несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Причины возникновения ситуации сексуального насилия
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послуш¬ными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Что нужно знать, чтобы защитить себя
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача (только в случае необходимости), не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. Следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия или  как дружеские рукопожатия тех, кого ребенок любит;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, такие, от которых хочется избавиться, и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение.
Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или «тайные» прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела. Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен либо громко сказать «нет», глядя прямо в глаза тому, кто это делает, либо убежать, либо рассказать обо всем тому взрослому, которому он доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания.
Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями — это наиболее важные условия, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
подготовила материал Лыщенко Анна Александровна, социальный педагог

LAST_UPDATED2
 
Как играть с гиперактивным ребенком? PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
28.03.2011 10:46

Даже не зная в совершенстве иностранного языка, мы можем догадаться, что слово «гиперактивность» означает «сверхактивность», что-то намного превышающее норму. Гиперактивный ребенок стремится успеть все и сразу, но эта его торопливость очень непродуктивна. Он, не успев ознакомиться с одним делом или предметом, хватается за другое дело и в результате не выполняет ни одного. Невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность — все это относится к внешним проявлениям гиперактивности. Гиперактивность проявляется в возрасте до 7 лет и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Уровень интеллекта у детей не зависит от степени гиперактивности и вполне может превышать показатели возрастной нормы. Причиной возникновения могут стать: родовая травма, инфекционное заболевание, перенесенное ребенком в раннем детстве, особенности строения и функционирования головного мозга, а также генетические факторы. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания и импульсивностью.
Гиперактивный ребенок доставляет массу хлопот и неприятностей родителям и окружающим. Его физиологические особенности не позволяют ему вести себя так, как хотели бы и требуют взрослые, не потому, что он этого не хочет, он просто не может.


Признаки гиперактивного ребенка
Гиперактивному ребенку очень трудно долгое время сидеть на одном месте неподвижно, не ерзая. Он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, поэтому он часто роняет или ломает вещи, неуклюж: проливает воду, краски, клей и др. Часто теряет нужные ему вещи. Как правило, находится в постоянном движении. Стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех. Прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение. Ему очень трудно концентрировать своё внимание даже на интересном для него занятии, он постоянно отвлекается, задает множество вопросов, но почти никогда не дожидается ответов. Такого ребенка невозможно уложить спать, а если он и спит, то урывками, беспокойно. Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. Везде и всегда ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не умеет контролировать свою агрессию — дерется, толкается, кусается, кидается предметами, которые попадутся под руку (палками, камнями, игрушками и т.п.). Легко переутомляется, но даже если он устал, продолжает двигаться, а совершенно выбившись из сил, начинает истереть, плакать, капризничать.
Окрики, замечания и угрозы взрослых не улучшат его поведения, но могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера, закрепить их. Ещё никому не удавалось сделать гиперактивного ребёнка покладистым и послушным, но при желании все могут научиться жить с ним в мире и сотрудничать.
Детская гиперактивность в настоящее время очень распространена. По данным отечественных медиков, примерно пятая часть младших школьников нашей страны является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может пройти «естественным» путем, но надеяться только на это не стоит — статистика свидетельствует, что 70% детей, у которых гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причем риск социально опасного поведения среди таких детей очень высок. Почти половина этих детей имеет факты агрессивного поведения и насилия, а также попытки покончить собой. Поэтому не нужно надеяться на то, что «с возрастом пройдет», нужно контролировать и корректировать развитие вашего гиперактивного ребенка.


Что же нужно сделать, чтобы помочь гиперактивному ребенку?
Родители должны создать для него определенные условия жизни, а для этого придется потрудиться. Четкий распорядок дня и спокойная психологическая обстановка в семье, обязательные прогулки на свежем воздухе, где можно побегать, попрыгать и пошуметь — вот, что жизненно необходимо вашему ребенку. И если вы сами постоянно везде опаздываете, вечно куда-то торопитесь, эмоционально неуравновешенны, часто нервничаете, меняете планы «на ходу» — значит, прежде всего, необходимо начать работу над собой. Постарайтесь сами стать более организованными.
Подход к воспитанию гиперактивного ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.


Советы родителям гиперактивных детей
• Помните, что ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому не нужно его ругать, устраивать унизительные разбирательства. Все это приведет только к снижению у ребенка самооценки, появлению чувства вины, он будет считать, что он «неправильный» и не может угодить вам.
• Необходимо продумать систему самых необходимых требований, которые вы предъявляете ребенку. Когда просите ребенка что-то сделать, старайтесь, чтобы задание было конкретным и не содержало несколько указаний. Например: «Принеси из детской ящик для игрушек и собери в него игрушки» — это неправильно. Ребенок выполнит лишь половину просьбы.
• Круг правил поведения, усваиваемых ребенком, нужно расширять постепенно, стараясь со временем приблизить его к возрастной норме.
• Необходимо избегать двух крайностей — проявления чрезмерной мягкости и предъявления ребенку повышенных требований. Контролируйте нагрузку. Постарайтесь свести к минимуму количество запретов и не обращать внимания на мелкие нарушения.
• Хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Учите его правильно распределять силы.
• Посещение мест с повышенным скоплением людей (рынок, стадион, магазины и т.п.), переизбыток впечатлений после длительного просмотра телевизора или игры на компьютере может привести к переутомлению ребенка, он станет капризным, плаксивым, а иногда даже агрессивным. Необходимо оберегать гиперактивных детей от переутомления.
• Не сдерживайте естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости.
Активные виды спорта (но не травматичные), хороший способ выплескивания энергии наружу. Занятия спортом помогут также выработать чувство команды, научат ребенка подчиняться правилам, повысят способность ребенка регулировать свое поведение и направлять активность в позитивное русло.
• Рацион питания ребенка должен содержать достаточно витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребенку больше, чем другим необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жаренного, острого, соленого, копченого; побольше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Главное правило: «Если ребенок не хочет есть — не заставляйте его».
• С детства приучайте ребенка к пассивным играм и занятиям. Когда ребенок устал от беготни, посадите его рядом с собой за стол и займите делом в соответствии с возрастом. Давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Хвалите и поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Пускай он строит, лепит, конструирует или рисует. Пусть ребенок убедится, что пассивные занятия так же интересны, как активные. Усидчивость постепенно станет для него привычной. Выполнение задания на первом этапе не должно превышать 5-10 минут, затем можно попробовать немного усложнить задание. Оберегайте ребенка от переутомления, помните, что оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Режим дня гиперактивного ребенка должен быть построен таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и всячески пресекать. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, а прием пищи желателен в одно и то же время.
• Научите ребенка расслабляться. Попробуйте освоить с ребенком дыхательную гимнастику, или йогу, или другие методики. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Легкое поглаживание по плечу, по руке в процессе чтения или другого занятия поможет вашему ребенку сосредоточиться.
• Прежде чем отреагировать на неприятный поступок вашего ребенка, сделайте несколько глубоких вдохов и досчитайте до десяти, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что ваша агрессия и бурные эмоции порождают тс же чувства и у ребенка. Перейдите в другую комнату — покиньте зону конфликта.
• И самое главное. Ваш ребенок особенный, он очень чувствительный и остро реагирует на замечания, нотации и запреты. Ему иногда кажется, что вы его совсем не любите, а он так нуждается в любви и понимании. Не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите! Причем любите его безусловной любовью, не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть.


Игротерапия для гиперактивных детей
При подборе игр (особенно подвижных) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие особенности этих детей, как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокая активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), а также быструю утомляемость.
Гиперактивным детям трудно дожидаться своей очереди в игре и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать таких детей в коллективную работу поэтапно. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Для начала надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например игры, направленные на развитие только внимания, или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
Помните, что ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его необходимо переключить на новый вид деятельности.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, а это так редко ему удается. Наберитесь терпения и помогите вашему ребенку научиться доводить начатое до конца, и вы увидите, что ваш ребенок станет спокойнее и увереннее в своих силах.
А если будет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту (а у некоторых детей значительно раньше) гиперактивность проходит.
Важно, чтобы ваш ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и чувства неполноценности.


Игры для гиперактивных детей
Игра «Найди отличие»
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Игра «Броуновское движение»
Цель: Развитие умения распределять внимание.
Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает и центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Игра «Говори!»
Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход игры: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори!" Давайте потренируемся. „Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) „Говори!"; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... „Говори!"; „Какой сегодня день недели?"... „Говори!"; „Сколько будет два плюс три?" и т.д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Игра «Передай мяч»
Цель: Снять излишнюю двигательную активность.
Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Игра «Разговор с руками»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Ход игры: Предложить ребенку обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток вре¬мени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Можно предложить ребенку такую игру, если он подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль.
Игра «Ловим комаров»
Цель: Снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Ход игры: Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде „Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так!»
Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки то поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде: Стой!" вы садитесь вот так, — педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение).
Готовы? „Начали!"... „Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
Когда работа по тренировке одной слабой функции завершена, и вы получили результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить ваши требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться сделать так, чтобы ребенку было интересно.
Игра «Слушай хлопки»
Цель: Тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игра «Кричалки-шепталки-мочалки»
Цель: Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молчанками».
Игра «Слушай команду»
Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.
Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Игра «Король сказал...»
Цель: Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слов «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например «Пожалуйста» или «Командир приказал».
Когда ребенок освоит опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Игра «Ласковые лапки»
11адо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Зеваки»
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Ход игры: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
Игра «Морские волны»
Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход игры: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками.
Ход игры: По сигналу взрослого «Штиль» все играющие дети «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают. Сначала встают дети, которые находятся ближе о взрослому. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто подальше и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и т. д. По сигналу взрослого «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».


Жебит Ольга Владимировна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
28.03.2011 10:19

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, начинающиеся в детском возрасте, проявляющееся в трудности концентрации внимания, гиперактивности и плохо управляемой импульсивности.
Практика показывает, что при воспитании приемного ребенка семья сталкивается с определенными трудностями поведения и обучения ребенка, которые обнаруживаются лишь при поступлении ребенка в образовательное учреждение, общении с учениками и сверстниками. Обычно это связано со многими причинами как социальными (дефицитом социального и эмоцио нального развития в раннем возрасте у детей-сирот, педагогическая и социальная запущенность), так и биологическими (органическими нарушениями ЦНС, например, минимальная мозговая дисфункция; соматическими и психическими заболеваниями). Доказано, что гиперактивность в 93% случаях связана с повреждением коры правого полушария головного мозга. Гиперактивность как проявление минимальной мозговой дисфункции (ММД) может быть одним из центральных нарушений при задержке психического развития церебрально-органического генеза. Причиной возникновения данного расстройства является легкое повреждение головного мозга вследствие разнообразных патогенных воздействий во внутриутробном и постнатальном периодах, а также различных инфекций в раннем возрасте.

Основные проявления:
- общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция и контроль поведения;
- нарушение целенаправленности и концентрации активного внимания;
- импульсивность и инфантилизм в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;
- проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
- заниженная самооценка.


Диагностические критерии СДВГ
Невнимательность
Для постановки диагноза необходимо более шести перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствует о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в другой работе.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто кажется, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справляться до конца с выполнением уроков, домашних заданий; или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и другой деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, школьные принадлежности, книги и т.д.).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность и импульсивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо и спокойно играть или чем-то заниматься.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя гак, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтлив.
7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешиваясь в беседы, игры.


Симптомы нарушения внимания
Данные симптомы проявляются обычно с трехлетнего возраста. Ребенок не обращает внимания на детали. Ему свойственна непоседливость, он не слушает, когда к нему обращаются, ему сложно сосредоточится, чтобы слушать. Он может с большим энтузиазмом подойти к заданию, что-либо сделать, но никогда не доводит начатое дело до конца. Ребенок избегает задач, которые требуют напряженных умственных усилий и которые являются одновременно «скучными». Если ребенок действительно чем-то увлечен, он может заниматься этим часами, пока это занятие ему не наскучит.
Такой ребенок легко отвлекается, часто теряет вещи, постоянно забывает то, что нужно сделать, особенно в новых для него ситуациях или когда необходимо быстро сориентироваться. Такие дети не могут выполнить задание по инструкции, состоящей из нескольких частей. Ни одно задание не выполняется без ошибок.


Симптомы гиперактивности и импульсивности
Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть, очень беспокоен. Может сидеть и барабанить пальцами, двигаться в кресле, не может сидеть неподвижно, все время в движении. Часто эти дети спят меньше, чем в младенчестве. Таким детям трудно играть тихо, они будто с мотором внутри. Обычно такие дети очень разговорчивы, но их речевая активность бесплодна, они не могут четко ответить на вопрос, развернуто и подробно составить рассказ, описать картину, их словарный запас, как правило, беден. На занятии они выкрикивают с места, не дождавшись, когда их спросит учитель. Их избыточная моторная активность часто бесцельна, не соответствует требованиям конкретной ситуации. Наибольшая выраженность гиперактивности отмечается в дошкольном возрасте. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно имеют место нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики. Ребенок затрудняется в освоении навыков самообслуживания.
Такие дети не могут регулировать свои действия, часто перебивают и недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру. Испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности. Дети могут быть излишне болтливы на уроках, не считаясь с ситуацией. Диагноз может быть поставлен с трёх-четырёх лет. Девочек часто позже диагностируют, потому что они спокойнее. При диагностике дети часто показывают хорошие результаты, если тест интересен и в новинку. В ситуации «один на один» ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, чем матери. Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения дисциплины нельзя считать преднамеренными. Взрывчатая раздражительность сочетается с лабильностью (неподвижностью) аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. У девочек менее выражена гиперактивность, но в большей степени выражена тревожность, эмоциональная лабильность, т.е. неподвижность, нарушения мышления и речи. Гиперактивность обычно нормализуется в подростковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушения внимания. У детей и подростков с СДВГ отмечается более низкая самооценка, более высокий уровень алкоголизации и употребления наркотиков.

Развитие и коррекция внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания, возможно использовать и в качестве развивающих упражнений. Задания должны быть красочными, а занятия желательно проводить в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
Варианты заданий
1. Задания на нахождение схожести и отличий картинок, поиск парных изображений.
2. Задания на установление изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, присоединили, заменили или поменяли местами).
3. Задания на отыскивание различных геометрических фигур, «скрытых» на картинке.
4. Разнообразные лабиринты. Детям помладше разрешено прослеживать путь карандашом или пальчиком, дети постарше должны стремиться следить только глазами.
5. Задания на выискивание нелепиц, несоответствий на картинках (по типу «Что перепутал художник?»). Здесь также диагностируется уровень сформированности мышления ребенка, его знания о мире.
6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на непродолжительное время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением разных предметов, либо настоящие предметы (какие-то из них могут быть парными). После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые относятся к показанным ему предметам или их изображениям. Вопросы могут быть такими: «Какие предметы ты видел?», «Сколько яблок ты видел на картинке?» и т.п.
7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней нарисовано. Вопросы могут быть такими: «Какие животные изображены на картинке?», «Какие животные живут у нас, а какие — в теплых странах?», «Каких животных на картинке два?», «Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?».
В этом задании для более полной характеристики уровня сосредоточенности внимания регистрируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, инициативность, заинтересованность и т.д.), сосредоточенность и наблюдательность.

Варианты подвижных игр

Игра «Запомни ритм»
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра обозначает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире — паузы между ними. Для облегчения задачи предлагается вслух считать хлопки в соответствии с их цифровым обозначением. После освоения всеми ритмичной мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном порядке, а затем сначала в медленном, а потом в нарастающем темпе.

Игра «Внимательные животные»
Каждый сидящий в кругу выбирает роль животного, которое изображается характерной позой или действием, жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот в свою очередь, повторяет свой образ и показывает чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд выдержал паузу, изобразил образ того участника, который уже выбыл.
Игра «Шапка-невидимка»
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая в это время поднимается, а затем, после того как шапка вновь закроет предметы, перечислить их.
Игра «Мяч в руке»
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намереньях при помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Правила общения родителей с ребенком, имеющим синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности ребенок выполнит очень хорошо.
Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте о нем почаще своему ребенку.
Придумайте гибкую систему за хорошее поведение, выполнение задания (без отвлечений). Это может быть словесное поощрение по типу. «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!» Или это может быть поцелуй, разрешение пригласить поиграть друга, посмотреть телевизор дольше обычного, поиграть с родителями в интересную игру.
Если в семье есть другие дети, поощряйте их за выполненную работу. Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
Если ребенок не сделал что-либо, потому что отвлекался, объясните, что из этого может получиться и почему.
Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алена, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможности для ребенка и оговаривать только одно условие.
Не старайтесь предотвращать последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним игрушки и вещи.
Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того как ты приготовишься ко сну, сможешь посмотреть телевизор».
Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно, пусть он их видит: повесьте на стену их перечень.
Расширяйте список обязанностей по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться, не отвлекаясь. Разрешите ребенку принимать участие в обсуждении круга его обязанностей.
Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешите ему все сделать самостоятельно.
Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности.


Зайцева Ольга Валерьевна, учителъ-дефектолог

LAST_UPDATED2
 
Рекомендации по воспитанию приёмного ребёнка с проблемами в поведении PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
17.02.2011 08:27

Часто родителей мучают сомнения, правильно ли они воспитывают детей. Конечно, в процессе воспитания как приемного, так и любого другого ребенка могут возникнуть некоторые проблемы, однако, если вовремя их обнаружить, есть вес шансы с ними справиться.
Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании.
1. Ребенку необходима безусловная любовь родителя — любовь, независящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
2. Ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и в своих отношениях с родителем.
3. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя.
Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.
Лучше использовать поощрения, чем наказания.
Решение любых проблем: будь то детская ложь, агрессия, воровство, страхи — следует начинать с выяснения причин такого поведения.
Ложь
Чаще всего причина лжи заключается в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение, и им время от времени необходимо просто пофантазировать. Но что делать, если дети лгут уже по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок?
Главное — не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.
Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя, потому что вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду. Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она ни была.
Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких, к примеру, как: просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителей нет дома, и т.д. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.
Воровство
Детское воровство — один из самых распространенных типов труд¬ного поведения. Почти каждый ребёнок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей, причём делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребёнка.
Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после. Если взрослый при этом расскажет подобную историю из своего детства, это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.
Следующая важная задача — элементарно научить ребенка правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо... Это необходимо для того, чтобы ты...» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства).
После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила пойти на воровство. И не забудьте еще несколько простых правил.
Во-первых, вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого.
Во-вторых, вы должны понимать, что ребенку необходимо владеть своей собственностью и иметь деньги на карманные расходы.
В-третьих, учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.
В-четвертых, вы не можете требовать от ребенка доверия, если сами будете отказывать ему во всем.

Страхи
У многих детей, которые были лишены родительской заботы и внимания, есть разнообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то — чужих людей, кто-то — животных и т. д. У детей может встречаться страх внешнего мира, страх того, что их опять бросят. Некоторые дети никогда не скажут, что они чего-то боятся, но от переживаний у них может подняться температура, разболеться живот или голова.
Нужно стараться не давать повода для страхов.
Нельзя заставлять преодолевать эти страхи сразу, нужно действовать постепенно, используя небольшие уловки.
Очень важно, чтобы родители сами не провоцировали страхи у детей. Не кидайтесь взволнованно к упавшему с велосипеда ребенку, потому что он может «заразиться» вашим страхом. Лучше спокойно сказать ему: «Ничего страшного, скоро заживет». Не рассказывайте детям о своих страхах и болезнях. Дети очень внушаемы и склонны перенимать родительские страхи в преувеличенном виде.
Кроме того, нужно очень осторожно относиться к просмотру вечерних фильмов. Лучше не читать детям на ночь страшные сказки и рассказы.
Для преодоления некоторых страхов иногда достаточно просто объяснить ребенку некоторые явления. Например, когда ребенок боится грозы, нужно рассказать ему, как возникают гром и молнии. Если ребенок боится пожара, разбойников, нужно научить его тому, что необходимо делать при возникновении опасности.
Укладывая ребенка спать, пожелайте ему спокойной ночи, если надо, включите ночник и спокойно объясните, что у вас еще есть дела по хозяй¬ству. Если ребенок позвал вас без необходимости, просто пожелайте ему спокойной ночи еще раз и больше не бегайте на каждый его зов.
Бывает, что ребенок использует страхи для манипуляции родителями или привлечения к себе внимания. В таких случаях необходимо выяснить цель демонстративных страхов ребенка и то, как они вписываются в общую картину его поведения. Если родители понимают, что страхи ребенка вызваны его желанием привлечь к себе внимание, получить больше заботы и поддержки, то они должны стараться удовлетворять эту потребность ребенка в любых других ситуациях, кроме ситуации, когда ребенок чего-то боится. Нужно как можно меньше значения придавать страхам ребенка, уделяя как можно больше внимания случаям, когда он преодолел свой страх.
Раздражение и агрессия
Изначально агрессия у ребенка может возникать как протест против ограничения его личной свободы. «Я хочу пойти туда!» — настаивает он. А это уже почва для очередного конфликта, пресечения детского исследовательского поведения, притеснения со стороны избыточно доминирующего взрослого. Когда доминирование взрослого превосходит порог, допустимый для ребенка (взрослый постоянно руководит, без конца отдает команды и т.д.), тогда у ребенка нет другого выхода, как защищаться, иначе его личность будет терпеть ущерб. Легче всего агрессия ребенка провоцируется монотонностью и повторяемостью (делать уроки, убирать вещи, мыть руки и т.д.), а также упрямством взрослого, который заставляет ребенка выполнять правила ради самих правил.
Истерики, вспышки агрессии и раздражения бывают как у детей, выросших в обычной семье, так и у приемных детей. Это один из способов манипулировать родителями и другими взрослыми. Часто дети хорошо понимают, что родители очень болезненно реагируют на крик и слезы, и пользуются этим средством для достижения собственных целей. Дети могут кричать и визжать, бросаться на пол и биться ногами или головой об пол, крушить вещи и угрожать убежать из дома. Родителей часто пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку. Некоторые родители пытаются отвлечь внимание ребенка, другие — наказывают или пытаются заставить его прекратить истерику. Все эти способы реагирования на истерики ребенка обычно не приводят к положительным результатам.
Самым эффективным способом борьбы со вспышками раздражения у ребенка является лишение его зрителя (можно просто уйти в другую комнату). Если родители остаются невозмутимыми и на них эти сцены не производят никакого впечатления, то ребенок вряд ли попытается повторить такое представление. Родителям, игнорирующим вспышку раздражения у ребенка, не стоит упоминать о ней после того, как ребенок успокоится, им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло.
Когда ребенок совсем маленький, не стоит оставлять его во время истерики надолго одного. Многие психологи не рекомендуют в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Однако любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
Часто приемные дети не могут обойтись без этих вспышек негативных эмоций, им нужно вылить вес, что у них накопилось. Важно, чтобы это не превратилось в стереотип поведения. Нужно обучать детей снимать свою агрессию, раздражение и другие отрицательные эмоции приемлемыми способами. Способом разрядки может быть физическая нагрузка, игры, в которых есть элемент соревнования, игры, в которых допустимо выражать свою злость.
На всякий негативный момент найдется свой позитив. Наличие агрессии часто свидетельствует о творческих способностях ребенка, о его стремлении исследовать мир, искать новые пути решения проблем, изобретать и совершенствовать. Часто сломанная игрушка может поведать о желании ребенка понять, как она устроена внутри. Ребенок может сломать вещь для того, чтобы переделать се по-своему, но, сломав, оказывается не в состоянии выполнить задуманное; окружающие же могут воспринять такое поведение ребенка как стремление «вредничать» — и наказать его за это. Но даже если ребенок действительно «вредничает», взрослому следует понять, что он, таким образом, исследует допустимые границы свободы своего поведения. Он хочет попытаться расширить их или подтвердить для себя невозможность этого.
Для ребенка с повышенной агрессивностью создание вещей своими руками имеет огромный дополнительный смысл. Опыт показывает, что обычно вещи ломаются чаще в руках тех детей, которые не имеют навыков в самостоятельном ручном творчестве. Тот же, кто что-то сделал сам, трепетно бережет свое «сокровище» и более бережно относится к результатам труда других. В нем начинает жить «пункт бережливости» и внимательное отношение к профессиональной деятельности взрослых. Надо сказать, что иногда из детей с повышенной агрессивностью (правильнее было бы о них сказать — с выраженной творческой активностью) вырастают по-настоящему творческие взрослые, от которых в основном и зависит наша с вами жизнь.

Проявление сексуальности
Обычно к 6-7 годам дети уже знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. Самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях.
Детские сексуальные игры (условно называемые «Больница», «Дом» и др.) в обычных условиях психологически не опасны и, с точки зрения развития ребенка, могут считаться полезными для формирования навыков психосоциального общения.
Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка, игра есть игра, тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене «ненормальное поведение».
Родительские угрозы или зловещие предсказания, что такое «дурное» поведение будет иметь плохие последствия, пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что это «грязно», могут быть истолкованы буквально и в дальнейшем могут привести к нарушениям в сексуальной сфере. Поэтому родители должны быть очень осторожны и тактичны в любых комментариях, касающихся сексуальных проявлений ребенка.
Трудности в обучении
У детей, оставшихся без попечения родителей, часто наблюдается педагогическая запущенность, они отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, им труднее дается школьная программа. Часто это приводит к тому, что приемные родители прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы ребенок лучше учился. Но если родитель слишком часто заставляет ребенка заниматься учебой, то это может привести к тому, что школа станет для него еще более ненавистна и желание учиться пропадет окончательно. Родители должны стараться максимально использовать игровые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом получения новых знаний.
Не стоит ругать вашего приемного ребенка за плохие оценки. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые переживания и выяснения отношений.
Почти у всех детей, оказавшихся в детских домах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера. Обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом и учителями. Если необходимо, можно использовать специальные формы и методы обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития). Как только ребенок догонит своих сверстников и достигнет определенных успехов, его можно перевести обратно в обычный класс.
Ответственность за выполнение домашнего задания должна полностью лежать на ребенке, помощь родителей желательна, но она должна быть в меру. Родители, которые постоянно помогают ребенку делать домашние задания, добьются того, что ребенок будет чувствовать все большую неуверенность при выполнении классных и контрольных заданий. Помогите ребёнку полюбить какой-нибудь один школьный предмет, и постепенно ему станет легче справляться с другими предметами.

Микаелян Гаянэ Гамлетовна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009