г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
28.03.2011 10:19

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, начинающиеся в детском возрасте, проявляющееся в трудности концентрации внимания, гиперактивности и плохо управляемой импульсивности.
Практика показывает, что при воспитании приемного ребенка семья сталкивается с определенными трудностями поведения и обучения ребенка, которые обнаруживаются лишь при поступлении ребенка в образовательное учреждение, общении с учениками и сверстниками. Обычно это связано со многими причинами как социальными (дефицитом социального и эмоцио нального развития в раннем возрасте у детей-сирот, педагогическая и социальная запущенность), так и биологическими (органическими нарушениями ЦНС, например, минимальная мозговая дисфункция; соматическими и психическими заболеваниями). Доказано, что гиперактивность в 93% случаях связана с повреждением коры правого полушария головного мозга. Гиперактивность как проявление минимальной мозговой дисфункции (ММД) может быть одним из центральных нарушений при задержке психического развития церебрально-органического генеза. Причиной возникновения данного расстройства является легкое повреждение головного мозга вследствие разнообразных патогенных воздействий во внутриутробном и постнатальном периодах, а также различных инфекций в раннем возрасте.

Основные проявления:
- общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция и контроль поведения;
- нарушение целенаправленности и концентрации активного внимания;
- импульсивность и инфантилизм в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;
- проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
- заниженная самооценка.


Диагностические критерии СДВГ
Невнимательность
Для постановки диагноза необходимо более шести перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствует о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в другой работе.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто кажется, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справляться до конца с выполнением уроков, домашних заданий; или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и другой деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, школьные принадлежности, книги и т.д.).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность и импульсивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо и спокойно играть или чем-то заниматься.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя гак, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтлив.
7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешиваясь в беседы, игры.


Симптомы нарушения внимания
Данные симптомы проявляются обычно с трехлетнего возраста. Ребенок не обращает внимания на детали. Ему свойственна непоседливость, он не слушает, когда к нему обращаются, ему сложно сосредоточится, чтобы слушать. Он может с большим энтузиазмом подойти к заданию, что-либо сделать, но никогда не доводит начатое дело до конца. Ребенок избегает задач, которые требуют напряженных умственных усилий и которые являются одновременно «скучными». Если ребенок действительно чем-то увлечен, он может заниматься этим часами, пока это занятие ему не наскучит.
Такой ребенок легко отвлекается, часто теряет вещи, постоянно забывает то, что нужно сделать, особенно в новых для него ситуациях или когда необходимо быстро сориентироваться. Такие дети не могут выполнить задание по инструкции, состоящей из нескольких частей. Ни одно задание не выполняется без ошибок.


Симптомы гиперактивности и импульсивности
Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть, очень беспокоен. Может сидеть и барабанить пальцами, двигаться в кресле, не может сидеть неподвижно, все время в движении. Часто эти дети спят меньше, чем в младенчестве. Таким детям трудно играть тихо, они будто с мотором внутри. Обычно такие дети очень разговорчивы, но их речевая активность бесплодна, они не могут четко ответить на вопрос, развернуто и подробно составить рассказ, описать картину, их словарный запас, как правило, беден. На занятии они выкрикивают с места, не дождавшись, когда их спросит учитель. Их избыточная моторная активность часто бесцельна, не соответствует требованиям конкретной ситуации. Наибольшая выраженность гиперактивности отмечается в дошкольном возрасте. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно имеют место нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики. Ребенок затрудняется в освоении навыков самообслуживания.
Такие дети не могут регулировать свои действия, часто перебивают и недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру. Испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности. Дети могут быть излишне болтливы на уроках, не считаясь с ситуацией. Диагноз может быть поставлен с трёх-четырёх лет. Девочек часто позже диагностируют, потому что они спокойнее. При диагностике дети часто показывают хорошие результаты, если тест интересен и в новинку. В ситуации «один на один» ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, чем матери. Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения дисциплины нельзя считать преднамеренными. Взрывчатая раздражительность сочетается с лабильностью (неподвижностью) аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. У девочек менее выражена гиперактивность, но в большей степени выражена тревожность, эмоциональная лабильность, т.е. неподвижность, нарушения мышления и речи. Гиперактивность обычно нормализуется в подростковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушения внимания. У детей и подростков с СДВГ отмечается более низкая самооценка, более высокий уровень алкоголизации и употребления наркотиков.

Развитие и коррекция внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания, возможно использовать и в качестве развивающих упражнений. Задания должны быть красочными, а занятия желательно проводить в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
Варианты заданий
1. Задания на нахождение схожести и отличий картинок, поиск парных изображений.
2. Задания на установление изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, присоединили, заменили или поменяли местами).
3. Задания на отыскивание различных геометрических фигур, «скрытых» на картинке.
4. Разнообразные лабиринты. Детям помладше разрешено прослеживать путь карандашом или пальчиком, дети постарше должны стремиться следить только глазами.
5. Задания на выискивание нелепиц, несоответствий на картинках (по типу «Что перепутал художник?»). Здесь также диагностируется уровень сформированности мышления ребенка, его знания о мире.
6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на непродолжительное время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением разных предметов, либо настоящие предметы (какие-то из них могут быть парными). После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые относятся к показанным ему предметам или их изображениям. Вопросы могут быть такими: «Какие предметы ты видел?», «Сколько яблок ты видел на картинке?» и т.п.
7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней нарисовано. Вопросы могут быть такими: «Какие животные изображены на картинке?», «Какие животные живут у нас, а какие — в теплых странах?», «Каких животных на картинке два?», «Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?».
В этом задании для более полной характеристики уровня сосредоточенности внимания регистрируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, инициативность, заинтересованность и т.д.), сосредоточенность и наблюдательность.

Варианты подвижных игр

Игра «Запомни ритм»
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра обозначает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире — паузы между ними. Для облегчения задачи предлагается вслух считать хлопки в соответствии с их цифровым обозначением. После освоения всеми ритмичной мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном порядке, а затем сначала в медленном, а потом в нарастающем темпе.

Игра «Внимательные животные»
Каждый сидящий в кругу выбирает роль животного, которое изображается характерной позой или действием, жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот в свою очередь, повторяет свой образ и показывает чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд выдержал паузу, изобразил образ того участника, который уже выбыл.
Игра «Шапка-невидимка»
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая в это время поднимается, а затем, после того как шапка вновь закроет предметы, перечислить их.
Игра «Мяч в руке»
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намереньях при помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Правила общения родителей с ребенком, имеющим синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности ребенок выполнит очень хорошо.
Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте о нем почаще своему ребенку.
Придумайте гибкую систему за хорошее поведение, выполнение задания (без отвлечений). Это может быть словесное поощрение по типу. «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!» Или это может быть поцелуй, разрешение пригласить поиграть друга, посмотреть телевизор дольше обычного, поиграть с родителями в интересную игру.
Если в семье есть другие дети, поощряйте их за выполненную работу. Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
Если ребенок не сделал что-либо, потому что отвлекался, объясните, что из этого может получиться и почему.
Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алена, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможности для ребенка и оговаривать только одно условие.
Не старайтесь предотвращать последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним игрушки и вещи.
Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того как ты приготовишься ко сну, сможешь посмотреть телевизор».
Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно, пусть он их видит: повесьте на стену их перечень.
Расширяйте список обязанностей по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться, не отвлекаясь. Разрешите ребенку принимать участие в обсуждении круга его обязанностей.
Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешите ему все сделать самостоятельно.
Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности.


Зайцева Ольга Валерьевна, учителъ-дефектолог

LAST_UPDATED2
 
Рекомендации по воспитанию приёмного ребёнка с проблемами в поведении PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
17.02.2011 08:27

Часто родителей мучают сомнения, правильно ли они воспитывают детей. Конечно, в процессе воспитания как приемного, так и любого другого ребенка могут возникнуть некоторые проблемы, однако, если вовремя их обнаружить, есть вес шансы с ними справиться.
Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании.
1. Ребенку необходима безусловная любовь родителя — любовь, независящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
2. Ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и в своих отношениях с родителем.
3. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя.
Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.
Лучше использовать поощрения, чем наказания.
Решение любых проблем: будь то детская ложь, агрессия, воровство, страхи — следует начинать с выяснения причин такого поведения.
Ложь
Чаще всего причина лжи заключается в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение, и им время от времени необходимо просто пофантазировать. Но что делать, если дети лгут уже по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок?
Главное — не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.
Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя, потому что вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду. Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она ни была.
Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких, к примеру, как: просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителей нет дома, и т.д. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.
Воровство
Детское воровство — один из самых распространенных типов труд¬ного поведения. Почти каждый ребёнок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей, причём делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребёнка.
Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после. Если взрослый при этом расскажет подобную историю из своего детства, это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.
Следующая важная задача — элементарно научить ребенка правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо... Это необходимо для того, чтобы ты...» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства).
После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила пойти на воровство. И не забудьте еще несколько простых правил.
Во-первых, вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого.
Во-вторых, вы должны понимать, что ребенку необходимо владеть своей собственностью и иметь деньги на карманные расходы.
В-третьих, учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.
В-четвертых, вы не можете требовать от ребенка доверия, если сами будете отказывать ему во всем.

Страхи
У многих детей, которые были лишены родительской заботы и внимания, есть разнообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то — чужих людей, кто-то — животных и т. д. У детей может встречаться страх внешнего мира, страх того, что их опять бросят. Некоторые дети никогда не скажут, что они чего-то боятся, но от переживаний у них может подняться температура, разболеться живот или голова.
Нужно стараться не давать повода для страхов.
Нельзя заставлять преодолевать эти страхи сразу, нужно действовать постепенно, используя небольшие уловки.
Очень важно, чтобы родители сами не провоцировали страхи у детей. Не кидайтесь взволнованно к упавшему с велосипеда ребенку, потому что он может «заразиться» вашим страхом. Лучше спокойно сказать ему: «Ничего страшного, скоро заживет». Не рассказывайте детям о своих страхах и болезнях. Дети очень внушаемы и склонны перенимать родительские страхи в преувеличенном виде.
Кроме того, нужно очень осторожно относиться к просмотру вечерних фильмов. Лучше не читать детям на ночь страшные сказки и рассказы.
Для преодоления некоторых страхов иногда достаточно просто объяснить ребенку некоторые явления. Например, когда ребенок боится грозы, нужно рассказать ему, как возникают гром и молнии. Если ребенок боится пожара, разбойников, нужно научить его тому, что необходимо делать при возникновении опасности.
Укладывая ребенка спать, пожелайте ему спокойной ночи, если надо, включите ночник и спокойно объясните, что у вас еще есть дела по хозяй¬ству. Если ребенок позвал вас без необходимости, просто пожелайте ему спокойной ночи еще раз и больше не бегайте на каждый его зов.
Бывает, что ребенок использует страхи для манипуляции родителями или привлечения к себе внимания. В таких случаях необходимо выяснить цель демонстративных страхов ребенка и то, как они вписываются в общую картину его поведения. Если родители понимают, что страхи ребенка вызваны его желанием привлечь к себе внимание, получить больше заботы и поддержки, то они должны стараться удовлетворять эту потребность ребенка в любых других ситуациях, кроме ситуации, когда ребенок чего-то боится. Нужно как можно меньше значения придавать страхам ребенка, уделяя как можно больше внимания случаям, когда он преодолел свой страх.
Раздражение и агрессия
Изначально агрессия у ребенка может возникать как протест против ограничения его личной свободы. «Я хочу пойти туда!» — настаивает он. А это уже почва для очередного конфликта, пресечения детского исследовательского поведения, притеснения со стороны избыточно доминирующего взрослого. Когда доминирование взрослого превосходит порог, допустимый для ребенка (взрослый постоянно руководит, без конца отдает команды и т.д.), тогда у ребенка нет другого выхода, как защищаться, иначе его личность будет терпеть ущерб. Легче всего агрессия ребенка провоцируется монотонностью и повторяемостью (делать уроки, убирать вещи, мыть руки и т.д.), а также упрямством взрослого, который заставляет ребенка выполнять правила ради самих правил.
Истерики, вспышки агрессии и раздражения бывают как у детей, выросших в обычной семье, так и у приемных детей. Это один из способов манипулировать родителями и другими взрослыми. Часто дети хорошо понимают, что родители очень болезненно реагируют на крик и слезы, и пользуются этим средством для достижения собственных целей. Дети могут кричать и визжать, бросаться на пол и биться ногами или головой об пол, крушить вещи и угрожать убежать из дома. Родителей часто пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку. Некоторые родители пытаются отвлечь внимание ребенка, другие — наказывают или пытаются заставить его прекратить истерику. Все эти способы реагирования на истерики ребенка обычно не приводят к положительным результатам.
Самым эффективным способом борьбы со вспышками раздражения у ребенка является лишение его зрителя (можно просто уйти в другую комнату). Если родители остаются невозмутимыми и на них эти сцены не производят никакого впечатления, то ребенок вряд ли попытается повторить такое представление. Родителям, игнорирующим вспышку раздражения у ребенка, не стоит упоминать о ней после того, как ребенок успокоится, им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло.
Когда ребенок совсем маленький, не стоит оставлять его во время истерики надолго одного. Многие психологи не рекомендуют в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Однако любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
Часто приемные дети не могут обойтись без этих вспышек негативных эмоций, им нужно вылить вес, что у них накопилось. Важно, чтобы это не превратилось в стереотип поведения. Нужно обучать детей снимать свою агрессию, раздражение и другие отрицательные эмоции приемлемыми способами. Способом разрядки может быть физическая нагрузка, игры, в которых есть элемент соревнования, игры, в которых допустимо выражать свою злость.
На всякий негативный момент найдется свой позитив. Наличие агрессии часто свидетельствует о творческих способностях ребенка, о его стремлении исследовать мир, искать новые пути решения проблем, изобретать и совершенствовать. Часто сломанная игрушка может поведать о желании ребенка понять, как она устроена внутри. Ребенок может сломать вещь для того, чтобы переделать се по-своему, но, сломав, оказывается не в состоянии выполнить задуманное; окружающие же могут воспринять такое поведение ребенка как стремление «вредничать» — и наказать его за это. Но даже если ребенок действительно «вредничает», взрослому следует понять, что он, таким образом, исследует допустимые границы свободы своего поведения. Он хочет попытаться расширить их или подтвердить для себя невозможность этого.
Для ребенка с повышенной агрессивностью создание вещей своими руками имеет огромный дополнительный смысл. Опыт показывает, что обычно вещи ломаются чаще в руках тех детей, которые не имеют навыков в самостоятельном ручном творчестве. Тот же, кто что-то сделал сам, трепетно бережет свое «сокровище» и более бережно относится к результатам труда других. В нем начинает жить «пункт бережливости» и внимательное отношение к профессиональной деятельности взрослых. Надо сказать, что иногда из детей с повышенной агрессивностью (правильнее было бы о них сказать — с выраженной творческой активностью) вырастают по-настоящему творческие взрослые, от которых в основном и зависит наша с вами жизнь.

Проявление сексуальности
Обычно к 6-7 годам дети уже знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. Самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях.
Детские сексуальные игры (условно называемые «Больница», «Дом» и др.) в обычных условиях психологически не опасны и, с точки зрения развития ребенка, могут считаться полезными для формирования навыков психосоциального общения.
Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка, игра есть игра, тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене «ненормальное поведение».
Родительские угрозы или зловещие предсказания, что такое «дурное» поведение будет иметь плохие последствия, пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что это «грязно», могут быть истолкованы буквально и в дальнейшем могут привести к нарушениям в сексуальной сфере. Поэтому родители должны быть очень осторожны и тактичны в любых комментариях, касающихся сексуальных проявлений ребенка.
Трудности в обучении
У детей, оставшихся без попечения родителей, часто наблюдается педагогическая запущенность, они отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, им труднее дается школьная программа. Часто это приводит к тому, что приемные родители прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы ребенок лучше учился. Но если родитель слишком часто заставляет ребенка заниматься учебой, то это может привести к тому, что школа станет для него еще более ненавистна и желание учиться пропадет окончательно. Родители должны стараться максимально использовать игровые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом получения новых знаний.
Не стоит ругать вашего приемного ребенка за плохие оценки. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые переживания и выяснения отношений.
Почти у всех детей, оказавшихся в детских домах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера. Обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом и учителями. Если необходимо, можно использовать специальные формы и методы обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития). Как только ребенок догонит своих сверстников и достигнет определенных успехов, его можно перевести обратно в обычный класс.
Ответственность за выполнение домашнего задания должна полностью лежать на ребенке, помощь родителей желательна, но она должна быть в меру. Родители, которые постоянно помогают ребенку делать домашние задания, добьются того, что ребенок будет чувствовать все большую неуверенность при выполнении классных и контрольных заданий. Помогите ребёнку полюбить какой-нибудь один школьный предмет, и постепенно ему станет легче справляться с другими предметами.

Микаелян Гаянэ Гамлетовна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Как помочь тревожному ребенку PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
17.02.2011 07:58

Тревожность можно определить как психологическую особенность человека, которая заключается в склонности к беспокойству в самых различных ситуациях, даже в тех, которые не предрасполагают к этому. Тревожность — это устойчивое состояние, постоянное ощущение страха, которое проявляется почти всегда.
Выделяют три вида тревожности.
Тревожность как качество личности. Данный вид тревожности присущ ребенку, который склонен к пессимизму и меланхолии. Такой подход к жизни является либо следствием врожденных особенностей личности (темперамент), либо результатом воспитания (пример родителей).
Ситуативная тревожность. Данная тревожность связана с конкретной ситуацией и является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Школьная тревожность. Это разновидность ситуативной тревожности. Ребенка беспокоит все, что связано со школой. Такая тревожность часто проявляется у детей, чьи родители предъявляют к ним завышенные требования и ожидания.
Большинство ученых считает, что одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений, которые могут проявляться в следующих формах:
1. Противоречивые требования, которые детям предъявляют родители либо родители и школа (детский сад). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку».
2. Неадекватные требования (чаще завышенные). Например, родители требуют от ребенка быть отличником и не могут смириться с наличием других оценок.
3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.  Например, учитель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел, я не сообщу маме, что ты подрался».
Тревожность ребенка также зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, которая передается ребенку. В семье, где часто происходят конфликты, как правило, вырастают тревожные дети. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Выделяют четыре типа тревожных детей.
Невротики.
Данные дети страдают не только психологическими затруднениями, но и рядом соматических (физических) проблем, например, нервные тики, заикания, энурез и т.д. В данном случае необходимо обратиться за консультацией к невропатологу или психиатру. Здесь родителям можно порекомендовать чаще разговаривать с ребенком, т.к. он должен выговориться, при этом не стоит заострять внимание на соматических проявлениях. Ребенку необходимо создать атмосферу комфорта, принятия, и свести к минимуму травмирующий фактор. Больше играйте, рисуйте, двигайтесь с ребенком.
Расторможенные. Такие дети отличаются активностью и эмоциональностью с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они стараются хорошо учиться, и если у них это не получается, то они начинают нарушать дисциплину. В ответ на критику проявляют подчеркнутое равнодушие. Таким образом, повышенной активностью ребенок пытается заглушить страх. У таких детей возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Дети нуждаются в доброжелательном отношении окружающих, поддержке со стороны учителей и одноклассников. Необходимо создать у ребенка ощущение успеха, помочь ему поверить в собственные силы.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, которые боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативные, но при этом очень старательные в учебе. Такие дети с трудом устанавливают контакты со сверстниками. Они боятся задать вопрос учителю, часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали.
С такими детьми следует общаться индивидуально, тогда они охотно идут на контакт. Им также поможет компания сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предложить выход из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Замкнутые. Эти дети мрачные и неприветливые. На критику не реагируют, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят всегда отдельно. У детей часто возникают проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут они себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно узнать интересы ребенка, и устанавливать контакт в процессе их обсуждения.
Тревожного ребенка несложно заметить. Когда он входит в учебный класс или группу детского сада, то напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, но при этом у них низкий уровень самооценки, поэтому у взрослых ищут поощрения и одобрения во всех делах.
Характерные черты тревожного ребенка
- Не хочет идти в школу после нескольких недель болезни.
- Перечитывает по нескольку раз одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказывается от всего нового.
- Стремится поддерживать идеальный порядок, например, с повышенным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
- Сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Отказывается от дальнейших попыток сделать задание, если неудается сразу выполнить его.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
- Испытывает постоянное мышечное напряжение.
- Склонен к раздражительности.
- Страдает нарушением сна.
Если вы заметили некоторые из перечисленных черт у вашего ребенка, следует обратиться за консультацией к психологу, который поможет вам справиться со сложившейся ситуацией.
Вы можете смягчить проблему ребенка, соблюдая следующие рекомендации:
- Создавайте условия, в которых ребенку будет менее страшно. Например, если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, сделайте это вместе. Так вы покажете, как можно найти выход из тревожащей ситуации.
- Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, сделайте его возвращение постепенным. Например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону.
- В сложных ситуациях не стремитесь сделать все за ребенка. Предложите справиться с проблемой вместе.
- Заранее готовьте ребенка к важным событиям — проговаривайте, что будет происходить.
- Нельзя описывать предстоящие трудности в черных красках.
- Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то, но потом произошло то-то и мне удалось».
- В любой ситуации нужно искать плюсы. Например, ошибки в контрольной — это важный опыт, ребенок сможет понять, что повторить.
- Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты деятельности ребенка только с его же предыдущими достижениями и неудачами.
- Учите ребенка и учитесь сами расслабляться (дыхательные и физические упражнения, аутогенная тренировка и т.д.) и правильно выражать негативные эмоции.
- Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживаний по голове.
- Чаще хвалите ребенка, но так, чтобы он знал за что.
- Будьте примером ребенку, демонстрируйте уверенное поведение.
- Не предъявляйте к ребенку завышенные требования.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Одним словом, примите тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни. Даже если детские проблемы кажутся вам несерьезными, обязательно посочувствуйте, и только после выражения понимания его чувств помогите найти решение и увидеть положительные стороны. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но вы наблюдаете у него черты тревожности, поиграйте с ним. Через игру можно показать варианты решения проблемы.
И помните: у оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности!
Лучкина Анастасия Константиновна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Адаптация ребенка в приёмной семье PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
09.02.2011 11:34

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.
«Медовый месяц»
После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания.
Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на данном этапе. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослым необходимо сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей.
На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой, претендовать на родитсльство). Желательно, чтобы взрослый и ребенок согласовывали свои действия со специалистом из детского дома или социальным работником, что поможет облегчить регулирование спорных моментов в жизни новой семьи.
Родителям очень важно учитывать один момент, который заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не тогда, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детский дом, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Ребенок часто чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.
На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье, что вызывает чувство тревожности. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде, чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо проговорить этот вопрос с педагогом-психологом. Многое зависит от эмоциональных особенностей ребенка и от того, как складываются семейные отношения. Если специалисты (педагог-психолог, социальный педагог и др.) поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.
В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить ребенку:
«Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».
Можно привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность реабилитации биологических родителей детей.
«Уже не гость»
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться — это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.
Причины ухудшения поведения ребенка
1) Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым (состояние сжатой пружины). Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.
Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю (пружина в разжатом состоянии). Фактически с этого момента ребенок начинает доверять семье свои истинные неприглядные стороны, что является первым признаком близости в отношениях. У ребенка появляется чувство, что его «уже не прогонят».
Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, по¬вышенная обидчивость, своеволие и т.д.
Взрослым следует уважительно относиться к стремлению ребенка «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться в приемной семье.
Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2) Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям
взрослых.
Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть.
Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык
что-то делать. Его необходимо сначала научить;
в) ожидание успешности обучения в школе.
Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.).
3) Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием
своего места и своей роли в приемной семье.
Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.
4) Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка
с биологическими родителями или другими родственниками.
5) Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.
Возможность ребенка эмоционально и поведенчески «отреагировать» на свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития.
Родителям нужно помнить о двух популярных методах воспитания: методе поощрения и методе профилактического обучения.
«Вживание»
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.
Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка еще продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. При неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка может пострадать его самооценка и, как следствие, могут ухудшиться отношения с приемными родителями.
Зачастую в таких ситуациях требуется помощь со стороны сопровождающих специалистов. Сотрудники детских домов, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт в решении проблем приемных детей и могут подсказать профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приемной семьи.
«Стабилизация отношений»
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни семьи в целом.
Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.
Головня Полина Александровна,педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся... PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
23.09.2010 05:05

Однажды в жизни наступает такой момент, когда человек начинает задумываться о семье, о продолжении своего рода. Рисуя в нашем сознании большую и дружную семью, мы представляем себя счастливыми родителями, самыми лучшими бабушками и дедушками. Мы мечтаем: в какой детский сад ребенок пойдет, в какой школе будет учиться, какими друзьями мы будем, как будем поддерживать их его во всем, стараясь избегать ошибок своих родителей. Ведь в какой бы семье человек ни родился, он либо перенимает опыт семейных отношений своих родителей, либо строит свою новую модель семьи.
И от того, насколько гармоничными будут отношения в семье, т.е. будет процветать взаимопонимание, забота, справедливость, нежность, доброта, любовь, мудрость - супруги и дети будут счастливыми.
Для выстраивания гармоничных отношений, каждому супругу необходимо соблюдать негласные «правила»:
1. Создавая свою семью, нужно помнить, что Вы вступаете в отношения с чужим человеком.
В самом начале семейной жизни оба супруга сталкиваются с достоинствами и недостатками другого, знакомятся с привычками и т.п. Бывают моменты, когда мужу и жене кажется, что невозможно будет притереться друг к другу, что скандалы и конфликты в семье просто неизбежны. Хотя ещё совсем недавно, когда Вы встречались со своим будущим супругом (супругой), желая понравиться, Вы вели себя вежливо, относились с пониманием. В семейной жизни необходимо продолжать беречь и ценить чувства и уважение друг друга!
2. Преодолевать все трудности в жизни помогают мудрость, терпение, любовь и понимание.
Старайтесь избегать секретов и тайн друг от друга. Необходимо помнить, что Ваша вторая половинка - человек, со своими взглядами на жизнь, своими привычками, интересами, которые, возможно, Вам и не нравятся, но для него они являются важными. Охотно интересуйтесь делами супруга (супруги), поддерживайте интересы и увлечения – это очень важно для укрепления доверия.
Если в семье отсутствуют доверие и уважение – это говорит о том, что здесь просто  не стало любви, и каждый супруг живет своей отдельной жизнью, либо ее никогда здесь и  не было. Одиночество вдвоем – самое печальное и страшное, что может случиться в семейных отношениях!
3. Не подчиняйте себе своего супруга. Навязывая свое мнение, диктуя различные условия, требуя сиюминутного исполнения своих желаний и капризов, а также соблюдения определенных правил поведения, вы можете сломать другого человека – в такой семье счастья не будет никогда!
4. Старайтесь принимать друг друга такими, какие Вы есть. Дарите близкому и родному человеку свою любовь, внимание, уважение и взаимопонимание.
Эгоизм, непонимание и равнодушие к близкому человеку – разрушает семью!

Учитесь искусству отношений с супругом, дружите между собой, умейте слушать и слышать друг друга, понимать, а также старайтесь быть мудрыми, человечными и нужными в супружеских отношениях!

Педагог- психолог Головня Полина Александровна

LAST_UPDATED2
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009