г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Как помочь тревожному ребенку PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
17.02.2011 07:58

Тревожность можно определить как психологическую особенность человека, которая заключается в склонности к беспокойству в самых различных ситуациях, даже в тех, которые не предрасполагают к этому. Тревожность — это устойчивое состояние, постоянное ощущение страха, которое проявляется почти всегда.
Выделяют три вида тревожности.
Тревожность как качество личности. Данный вид тревожности присущ ребенку, который склонен к пессимизму и меланхолии. Такой подход к жизни является либо следствием врожденных особенностей личности (темперамент), либо результатом воспитания (пример родителей).
Ситуативная тревожность. Данная тревожность связана с конкретной ситуацией и является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Школьная тревожность. Это разновидность ситуативной тревожности. Ребенка беспокоит все, что связано со школой. Такая тревожность часто проявляется у детей, чьи родители предъявляют к ним завышенные требования и ожидания.
Большинство ученых считает, что одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений, которые могут проявляться в следующих формах:
1. Противоречивые требования, которые детям предъявляют родители либо родители и школа (детский сад). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку».
2. Неадекватные требования (чаще завышенные). Например, родители требуют от ребенка быть отличником и не могут смириться с наличием других оценок.
3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.  Например, учитель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел, я не сообщу маме, что ты подрался».
Тревожность ребенка также зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, которая передается ребенку. В семье, где часто происходят конфликты, как правило, вырастают тревожные дети. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Выделяют четыре типа тревожных детей.
Невротики.
Данные дети страдают не только психологическими затруднениями, но и рядом соматических (физических) проблем, например, нервные тики, заикания, энурез и т.д. В данном случае необходимо обратиться за консультацией к невропатологу или психиатру. Здесь родителям можно порекомендовать чаще разговаривать с ребенком, т.к. он должен выговориться, при этом не стоит заострять внимание на соматических проявлениях. Ребенку необходимо создать атмосферу комфорта, принятия, и свести к минимуму травмирующий фактор. Больше играйте, рисуйте, двигайтесь с ребенком.
Расторможенные. Такие дети отличаются активностью и эмоциональностью с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они стараются хорошо учиться, и если у них это не получается, то они начинают нарушать дисциплину. В ответ на критику проявляют подчеркнутое равнодушие. Таким образом, повышенной активностью ребенок пытается заглушить страх. У таких детей возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Дети нуждаются в доброжелательном отношении окружающих, поддержке со стороны учителей и одноклассников. Необходимо создать у ребенка ощущение успеха, помочь ему поверить в собственные силы.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, которые боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативные, но при этом очень старательные в учебе. Такие дети с трудом устанавливают контакты со сверстниками. Они боятся задать вопрос учителю, часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали.
С такими детьми следует общаться индивидуально, тогда они охотно идут на контакт. Им также поможет компания сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предложить выход из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Замкнутые. Эти дети мрачные и неприветливые. На критику не реагируют, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят всегда отдельно. У детей часто возникают проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут они себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно узнать интересы ребенка, и устанавливать контакт в процессе их обсуждения.
Тревожного ребенка несложно заметить. Когда он входит в учебный класс или группу детского сада, то напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, но при этом у них низкий уровень самооценки, поэтому у взрослых ищут поощрения и одобрения во всех делах.
Характерные черты тревожного ребенка
- Не хочет идти в школу после нескольких недель болезни.
- Перечитывает по нескольку раз одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказывается от всего нового.
- Стремится поддерживать идеальный порядок, например, с повышенным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
- Сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Отказывается от дальнейших попыток сделать задание, если неудается сразу выполнить его.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
- Испытывает постоянное мышечное напряжение.
- Склонен к раздражительности.
- Страдает нарушением сна.
Если вы заметили некоторые из перечисленных черт у вашего ребенка, следует обратиться за консультацией к психологу, который поможет вам справиться со сложившейся ситуацией.
Вы можете смягчить проблему ребенка, соблюдая следующие рекомендации:
- Создавайте условия, в которых ребенку будет менее страшно. Например, если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, сделайте это вместе. Так вы покажете, как можно найти выход из тревожащей ситуации.
- Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, сделайте его возвращение постепенным. Например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону.
- В сложных ситуациях не стремитесь сделать все за ребенка. Предложите справиться с проблемой вместе.
- Заранее готовьте ребенка к важным событиям — проговаривайте, что будет происходить.
- Нельзя описывать предстоящие трудности в черных красках.
- Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то, но потом произошло то-то и мне удалось».
- В любой ситуации нужно искать плюсы. Например, ошибки в контрольной — это важный опыт, ребенок сможет понять, что повторить.
- Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты деятельности ребенка только с его же предыдущими достижениями и неудачами.
- Учите ребенка и учитесь сами расслабляться (дыхательные и физические упражнения, аутогенная тренировка и т.д.) и правильно выражать негативные эмоции.
- Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживаний по голове.
- Чаще хвалите ребенка, но так, чтобы он знал за что.
- Будьте примером ребенку, демонстрируйте уверенное поведение.
- Не предъявляйте к ребенку завышенные требования.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Одним словом, примите тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни. Даже если детские проблемы кажутся вам несерьезными, обязательно посочувствуйте, и только после выражения понимания его чувств помогите найти решение и увидеть положительные стороны. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но вы наблюдаете у него черты тревожности, поиграйте с ним. Через игру можно показать варианты решения проблемы.
И помните: у оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности!
Лучкина Анастасия Константиновна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Адаптация ребенка в приёмной семье PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
09.02.2011 11:34

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.
«Медовый месяц»
После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания.
Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на данном этапе. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослым необходимо сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей.
На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой, претендовать на родитсльство). Желательно, чтобы взрослый и ребенок согласовывали свои действия со специалистом из детского дома или социальным работником, что поможет облегчить регулирование спорных моментов в жизни новой семьи.
Родителям очень важно учитывать один момент, который заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не тогда, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детский дом, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Ребенок часто чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.
На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье, что вызывает чувство тревожности. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде, чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо проговорить этот вопрос с педагогом-психологом. Многое зависит от эмоциональных особенностей ребенка и от того, как складываются семейные отношения. Если специалисты (педагог-психолог, социальный педагог и др.) поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.
В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить ребенку:
«Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».
Можно привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность реабилитации биологических родителей детей.
«Уже не гость»
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться — это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.
Причины ухудшения поведения ребенка
1) Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым (состояние сжатой пружины). Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.
Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю (пружина в разжатом состоянии). Фактически с этого момента ребенок начинает доверять семье свои истинные неприглядные стороны, что является первым признаком близости в отношениях. У ребенка появляется чувство, что его «уже не прогонят».
Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, по¬вышенная обидчивость, своеволие и т.д.
Взрослым следует уважительно относиться к стремлению ребенка «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться в приемной семье.
Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2) Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям
взрослых.
Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть.
Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык
что-то делать. Его необходимо сначала научить;
в) ожидание успешности обучения в школе.
Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.).
3) Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием
своего места и своей роли в приемной семье.
Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.
4) Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка
с биологическими родителями или другими родственниками.
5) Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.
Возможность ребенка эмоционально и поведенчески «отреагировать» на свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития.
Родителям нужно помнить о двух популярных методах воспитания: методе поощрения и методе профилактического обучения.
«Вживание»
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.
Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка еще продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. При неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка может пострадать его самооценка и, как следствие, могут ухудшиться отношения с приемными родителями.
Зачастую в таких ситуациях требуется помощь со стороны сопровождающих специалистов. Сотрудники детских домов, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт в решении проблем приемных детей и могут подсказать профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приемной семьи.
«Стабилизация отношений»
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни семьи в целом.
Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.
Головня Полина Александровна,педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся... PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
23.09.2010 05:05

Однажды в жизни наступает такой момент, когда человек начинает задумываться о семье, о продолжении своего рода. Рисуя в нашем сознании большую и дружную семью, мы представляем себя счастливыми родителями, самыми лучшими бабушками и дедушками. Мы мечтаем: в какой детский сад ребенок пойдет, в какой школе будет учиться, какими друзьями мы будем, как будем поддерживать их его во всем, стараясь избегать ошибок своих родителей. Ведь в какой бы семье человек ни родился, он либо перенимает опыт семейных отношений своих родителей, либо строит свою новую модель семьи.
И от того, насколько гармоничными будут отношения в семье, т.е. будет процветать взаимопонимание, забота, справедливость, нежность, доброта, любовь, мудрость - супруги и дети будут счастливыми.
Для выстраивания гармоничных отношений, каждому супругу необходимо соблюдать негласные «правила»:
1. Создавая свою семью, нужно помнить, что Вы вступаете в отношения с чужим человеком.
В самом начале семейной жизни оба супруга сталкиваются с достоинствами и недостатками другого, знакомятся с привычками и т.п. Бывают моменты, когда мужу и жене кажется, что невозможно будет притереться друг к другу, что скандалы и конфликты в семье просто неизбежны. Хотя ещё совсем недавно, когда Вы встречались со своим будущим супругом (супругой), желая понравиться, Вы вели себя вежливо, относились с пониманием. В семейной жизни необходимо продолжать беречь и ценить чувства и уважение друг друга!
2. Преодолевать все трудности в жизни помогают мудрость, терпение, любовь и понимание.
Старайтесь избегать секретов и тайн друг от друга. Необходимо помнить, что Ваша вторая половинка - человек, со своими взглядами на жизнь, своими привычками, интересами, которые, возможно, Вам и не нравятся, но для него они являются важными. Охотно интересуйтесь делами супруга (супруги), поддерживайте интересы и увлечения – это очень важно для укрепления доверия.
Если в семье отсутствуют доверие и уважение – это говорит о том, что здесь просто  не стало любви, и каждый супруг живет своей отдельной жизнью, либо ее никогда здесь и  не было. Одиночество вдвоем – самое печальное и страшное, что может случиться в семейных отношениях!
3. Не подчиняйте себе своего супруга. Навязывая свое мнение, диктуя различные условия, требуя сиюминутного исполнения своих желаний и капризов, а также соблюдения определенных правил поведения, вы можете сломать другого человека – в такой семье счастья не будет никогда!
4. Старайтесь принимать друг друга такими, какие Вы есть. Дарите близкому и родному человеку свою любовь, внимание, уважение и взаимопонимание.
Эгоизм, непонимание и равнодушие к близкому человеку – разрушает семью!

Учитесь искусству отношений с супругом, дружите между собой, умейте слушать и слышать друг друга, понимать, а также старайтесь быть мудрыми, человечными и нужными в супружеских отношениях!

Педагог- психолог Головня Полина Александровна

LAST_UPDATED2
 
Адаптация первоклассников к школе

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Ребенок переходит от ведущей игровой к учебной деятельности, и именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. В этот период у детей возникают следующие трудности, охватывающие   многие стороны учебного процесса:

  • сложно высиживать урок в одной и той же позе,
  • сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя,
  • сложно делать все время не то, что хочется, а то, что  требуют,
  • сложно сдерживать и не выражать  вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии,
  • новые правила поведения  с взрослыми,
  • не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с  ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит следующие этапы физиологической адаптации:

  1. Первые 2 – 3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, поэтому в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление  - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты  реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность этого периода. Но, тем не менее, по наблюдениям медиков, в здоровье детей происходят следующие изменения:

- некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти,

- у многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления),

- у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления),

- дети жалуются на головную боль, усталость,

- становятся капризными.

Первоклассники со слабым здоровьем нуждаются в особом подходе. Во-первых, нужно снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, желательно обеспечить им 2-х часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в  ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне – примерно 11 часов.

И конечно, Вам, как успешному, любящему родителю нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок  должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, не смотря на все школьные трудности.

Материал подготовила социальный педагог Неневолина Татьяна Владимировна

 

По материалам методического пособия «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами» авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010.

 
Этапы развития семьи

В наше время, в нашем обществе, под понятием семья подразумевается общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества, родительства, родства. Эта общность людей осуществляет воспроизводство населения, преемственность поколений, социализацию детей, осуществление поддержки членов семьи, развитие духовной сферы общения… Все это посредством исследований определили ученные, но как же нам понять, что же происходит, когда мы являемся участниками семейных отношений, почему возникают те или иные трудности?

Семья, как сложное явление, имеет определенную периодизацию, т.к. в развитии семьи происходят различные изменения, которые связаны с личностью каждого из членов семьи.

Полный цикл семьи состоит из закономерных этапов. На семью влияют противоречивые факторы (внешние – экономические условия, трудоустройство; внутренние – характеры супругов, рождение детей и т.д.). Исходя из этого, семья, как система, постоянно приспосабливается к влиянию этих факторов и стремится к равновесию (гомеостазу).

Семью, как систему, можно рассматривать по критерию «зависимость - независимость».

Этапами развития семьи являются:

1        Этап. Встреча 2-х независимых друг от друга людей. Отношения начинают активно развиваться, происходит формирование диадической зависимости (вступление в брак, люди любят друг друга, хотят провести жизнь вместе), которая усиливается с появлением общего быта и имущества.

2        Этап. Появление ребенка. На этом этапе отношения супругов развиваются все более активно, и, как правило, рождается ребенок. В связи с этим, формируется триадическая зависимость, которая усложняется и усиливается.

3        Этап. Взросление ребенка. Ребёнок становится все более самостоятельным, поэтому из полной его зависимости от родителей он переходит к частичной (ребенок проходит институты социализации – детский сад, затем школа). На этом этапе задачей семьи является помочь ребенку адаптироваться к ситуации, где он зависит уже не только от родителей, но и от других людей (учителя, авторитетные для ребенка люди, сверстники). Продолжительность этого этапа связана с количеством детей в семье.

4        Этап. Частичный выход в социум взрослеющего ребенка. Происходит еще большее ослабление зависимости ребенка от родителей. Задачей родителей является отчетливое осознание взросления ребенка.

5        Этап. Полный выход старшего ребенка из семьи. Ребенок  становится полностью независимым от родителей, происходит полное отделение. Главной задачей для семьи является облегчение отделения детей.

6        Этап «опустевшего гнезда». Последний ребенок уходит из семьи, расставание с ребенком происходит более сложно, главное уметь отпустить ребенка. Триадная зависимость трансформируется в диадическую, где супруги остаются вдвоем. На этом этапе важно сохранить теплоту отношений между супругами. Важно отметить, что здесь происходит появление и взросление внуков, поэтому у супругов появляется новое содержание жизни – забота о внуках.

7        Этап. Смерть  одного или обоих супругов. Данный этап развития семьи начинается со смерти одного из супругов, второй супруг остается один, он становится независимым, а заканчивается этот этап со смертью другого, т.о., семья прекращает свое существование.

Каждый из этих этапов подразумевает переживание в семье определенных кризисов, которые более полно раскрывают развитие внутрисемейных отношений. Более подробно мы расскажем вам об этом в следующей статье.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009