г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Коррекция нарушений письма и чтения PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
03.05.2012 11:16

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.
Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне: во внеклассной работе, в группе продленного дня.

I. Лексико-грамматический анализ
Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».
1. Журналисты
Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.
2. Какое число я задумал?
Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.
3. Я начну, а ты продолжи
Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.
4. Кто самый внимательный ?
Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.
5. Тишина
Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.
6. Закончи рассказ
Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.
7. Мы — тоже
Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».
Поход в лес
Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

8. Посмотри, что получилось
Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы
Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.
Вопросы:
Что вы записали на листочках? (Предложения).
Что получилось? (Рассказ).
А что записали в тетрадях? (Слова)
Можно ли это назвать предложением? (Нет)
Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь — это второй месяц осени.)

9. Или «Нет», или «Да», а не знаешь — беда
Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно — говорит «да», если неправильно — «нет». Если ответ неверен — «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3-4-5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж, л, р и т. д.
Звуки — это то, что мы слышим? (Да)
Буквы мы слышим и произносим? (Нет)
Стрекоза — это маленькая птица? (Нет)
Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)

10. Конвейер
Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.
11. Стрелочники
Стрелочники (дети) слушают рассказ и «пропускают поезд» — поднимают карточку (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Кто ошибется — выбывает из игры. Можно так же определять количество звуков в слове.
12. Обозначь цифрой
Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого получилось число 20 — выиграл.
Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце,
Ответ: 2 + 1 + 7 + 2 + 8 = 20

13. Точка, найди свое место
Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

II. Слоговой анализ и синтез
Игровые Приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.
1. Только гласные
Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.
2. 1,2,3,4
а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.
б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.
3. Шифровальщики
а) Выделить устно из слов первый слог.
Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.
б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. (Удома лужа.)
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).
г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)
4. Внимание и счет
Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. {Около нашего домика стояла береза.)

III. Фонематический анализ и синтез
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
1. Угадайка
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
2. Узнай, кто ты
Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

3. Последний звук
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.


Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!
Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
5. Кто дальше
На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).
6. Кто быстрей
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на определенный звук;
б) составить предложение с большим количеством слов;
в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.
В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.
7.Звуки буква
а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т. п.
б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.
в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.
г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.
д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.
8. Игра в кубик
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
9. Слово-загадка
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.
10. Цепочка слов
На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. {Дом —мак — кот и т. д.)
11. Составь слово
Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.
12. Различные ребусы, кроссворды.

Материал подготовлен учителем-дефектологом
Терещенко Натальей Владимировной

 
Нарушения чтения и письма

Коротко о нарушениях письма и чтения
Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т. п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.
Что же такое дисграфия?
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
• определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
• соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
• воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графой — письмо).
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию.

Как в этой ситуации помочь ребенку?
Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.
Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
1) пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
2) пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
3) пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;
4) замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
5) замена согласных: тва — два, роча — роща, уроишй — урожай, боказываед — показывает;
6) перестановки букв и слогов: онко — окно,
7) недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
8) наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат —диктант;
9) искажение слова: мальни - маленький, пайщик — чащи;
10) слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, вся — вся;
11) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
нарушение смягчения согласных: болшой—большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
1) нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
2) нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул—сидит на стуле;
3) замена слов по звуковому сходству;
4) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок:
вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
5) пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
1) замена букв, отличающихся разным;положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
2) замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3) замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4) зеркальное написание букв: с,э,ю;
5) пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
1) безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
2) правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп— зуб, дорошка — дорожка;
3) обозначение смягчения согласных;
4) прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений1.

---------------------------------------------
1 В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести кдисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»
--------------------------------------

Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделим следующие виды нарушений процесса письма;

Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
 пропуски согласных;
 пропуски гласных;
 перестановки букв;
 добавления букв;
 пропуски, добавления,
 перестановки слогов;
 слитное написание слов; раздельное написание слов;
 слитное написание предлогов с другими словами;
 раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.
На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Материал подготовлен учителем-дефектологом

Терещенко Натальей Владимировной

 
Как распознать суицидальное поведение

Особенности поведения, свидетельствующие о наличие                                                            суицидальных мыслей
1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.
3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.
5. Фантазии на тему о своей смерти.
6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).
7. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
9. Приобретение средств для совершения суицида.
10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
11. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
12. Написание прощальных писем.
13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
16. Проявление признаков депрессии

Признаки депрессии:
• пониженное настроение, глубокая печаль;
• резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
• потеря аппетита; переедание;
• повышенная сонливость; бессонница;
• снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
• снижение внимания;
• нерешительность;
• апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;
• социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
• негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;
• пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
• снижение эффективности труда (на работе, в учебе, в быту);
• нарастание эмоционального напряжения.

Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения - ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!

Суицидальное поведение у детей и подростков
Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием на¬казать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; самообвинения.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Депрессивные состояния в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
Признаки депрессии у детей:
• Потеря свойственной детям энергии;
• Внешние проявления печали;
• Нарушения сна;
• Ухудшение успеваемости;
• Снижение интереса к общению со сверстниками;
• Изменение аппетита или веса;
• Страх неудачи;
• Чувство неполноценности;
• Чувство «заслуженной отвергнутости»;
• Чрезмерная самокритичность;
• Агрессивное поведение;
• Соматические жалобы.


Признаки депрессии у подростков:
• Печальное настроение;
• Чувство скуки;
• Чувство усталости;
• Нарушение сна;
• Соматические жалобы;
• Неусидчивость, беспокойство;
• Фиксация внимания на мелочах;
• Чрезвычайная эмоциональность;
• Замкнутость;
• Рассеянность внимания;
• Агрессивное поведение;
• Демонстративное непослушание;
• Склонность к бунту;
• Злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• Плохая успеваемость;
• Прогулы в школе.

Используемая литература:
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009

Материал составлен педагогом-психологом
Лучкиной А.К.






 
Причины суицидального поведения у детей и подростков. PDF Печать E-mail

Суицидальное поведение представляет собой агрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Суицид является ответом на вопросы «Как из этого выбраться?», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решении стоящей перед человеком проблемы, вызывающей сильные страдания. Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен. Для этого необходимо ответить на два вопроса:
1. Почему человек совершил суицид?
Вопрос предполагает анализ условий существования суицидента (человека, который совершил попытку суицида): жизненной ситуации, в которой он находился, его состояния и переживаний, приведших к совершению суицидального акта.
2. Зачем он это сделал?
Изучение мотивов суицидального поведения, целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.
Выделяют следующие мотивы суицидального поведения.
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда ребенок совершает суицидальную попытку, чтобы привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос: «Зачем ты это сделал?» такие дети обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на родителей, друзей или учителей.
Человек, как правило, перед совершением суицидального акта в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальную попытку обычно стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке.
Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже».
Самоповреждающие действия обычно не планируются, носят характер коротких замыканий», нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Реакции данного типа характерны для лиц молодого возраста, с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.
Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). На вопрос: «Зачем ты это сделал?» такие лица обычно отвечают: «Ситуация была так невыносима, что я. просто не знал, что мне сделать еще». К данной группе также относят случаи, когда человек совершает суицидальную попытку с целью .уменьшения; негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания).
Реакции данного типа характерны для старших возрастных групп – мужчин и женщин старше 30 лет. Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления. Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве.
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя».
Реакции по типу «самонаказания» характерны для людей (чаще женщин) среднего возраста. Самоубийство обычно совершается жестоким способом (самоповешение, падение с высоты).
Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком». Эти действия носят спланированный характер и совершаются в одиночестве.
Реакции данного типа характерны для зрелых лиц старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует выраженное депрессивное состояние.

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относят:

  • Потеря любимого человека;
  • Состояние переутомления;
  • Уязвленное чувство собственного достоинства;
  • Употребление алкоголя, наркотиков, психотропных средств;
  • Игнорирование их мнения близкими;
  • Незаслуженное наказание или унижение.

 

Используемая литература:
1. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009

Материал составлен педагогом-психологом

Лучкиной А.К.

 
Девиантное поведение подростков

1. Типы девиаций.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведении, называют трудными или трудновоспитуемыми подростками.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение ими норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной среде всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющиеся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семья, школа, друзья). Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичным проявлениям девиантного поведения являются ситуационные поведенческие реакции: демонстрации (внешний вид), агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; уходы из дома, бродяжничество, алкоголизм, наркомания. Антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенной устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяют следующие типы делинквентного поведения:
- агрессивно-насильственное поведение (оскорбления, побои, ожоги, садизм)
- корыстное (мелкие кражи, вымогательство, угоны и другие имущественные посягательства)
- распространение и продажа наркотиков.
Отметим, что делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
- видам преступления (уголовные, административные);
- внутренней структуре отклонения, когда отклонения связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозратсным особенностям;
- ориентированности отклонения на внешнюю среду (ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид, алкоголизм, наркомания).

2. Причины девиантного поведения.
Отклоняющее поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают во время беременности матери (хронические инфекции, психические травмы, венерические заболевания), родовые травмы, влияние наследственных заболеваний, отягощенных алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с выраженной психопатией, нуждаются в помощи психиатра.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростков наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
- При недостатке родительской безусловной любви, ласки, внимания, защитным механизмом будет выступать отчуждение.
- Такие подростковые девиации как протест, отказ, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
- В случае несформированности системы нравственных ценностей у подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую, потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
- Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам человека приводит к «отрицательному лидерству», порабощение более слабых. Могут наблюдаться криминальное поведение, с оправдыванием своих действий внешними обстоятельствами, низкая ответственность за свои действия.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих в отклонении в ранней социализации ребенка в период детства с накопление негативного опыта, в стойкой школьной стойкой неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, плохо подготовлены к школе, выражают безразличие к учебной деятельности, что говорит об учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация проходит в своем развитии несколько стадий:
- учебная декомпенсация – когда возникают затруднения с одним или несколькими предметами при сохранении общего интереса к школе;
- школьная дезадаптация – наряду с трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с учителями, одноклассниками, пропусков занятий.
- социальная дезадаптация – полная утрата интереса ребенка к учебе, уход в компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализация среды. Подросток попадает в криминальную среду, где ему интересно. Отчисление из школы может привести к тому, что ребенок пополнит ряды преступности, так как для него не реально устроиться на работу.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение приемлемых способов получения достойного заработка, инфляция, как следствие социальная напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются низким моральным уровнем, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, преобладание психологии «вещизма», с другой стороны – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение это нормальная реакция на ненормальные для ребенка лили группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Материал подготовила Красько Елена Борисовна,
социальный психолог.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009