г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Причины суицидального поведения у детей и подростков. PDF Печать E-mail

Суицидальное поведение представляет собой агрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Суицид является ответом на вопросы «Как из этого выбраться?», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решении стоящей перед человеком проблемы, вызывающей сильные страдания. Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен. Для этого необходимо ответить на два вопроса:
1. Почему человек совершил суицид?
Вопрос предполагает анализ условий существования суицидента (человека, который совершил попытку суицида): жизненной ситуации, в которой он находился, его состояния и переживаний, приведших к совершению суицидального акта.
2. Зачем он это сделал?
Изучение мотивов суицидального поведения, целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.
Выделяют следующие мотивы суицидального поведения.
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда ребенок совершает суицидальную попытку, чтобы привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос: «Зачем ты это сделал?» такие дети обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на родителей, друзей или учителей.
Человек, как правило, перед совершением суицидального акта в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальную попытку обычно стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке.
Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже».
Самоповреждающие действия обычно не планируются, носят характер коротких замыканий», нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Реакции данного типа характерны для лиц молодого возраста, с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.
Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). На вопрос: «Зачем ты это сделал?» такие лица обычно отвечают: «Ситуация была так невыносима, что я. просто не знал, что мне сделать еще». К данной группе также относят случаи, когда человек совершает суицидальную попытку с целью .уменьшения; негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания).
Реакции данного типа характерны для старших возрастных групп – мужчин и женщин старше 30 лет. Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления. Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве.
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя».
Реакции по типу «самонаказания» характерны для людей (чаще женщин) среднего возраста. Самоубийство обычно совершается жестоким способом (самоповешение, падение с высоты).
Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком». Эти действия носят спланированный характер и совершаются в одиночестве.
Реакции данного типа характерны для зрелых лиц старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует выраженное депрессивное состояние.

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относят:

  • Потеря любимого человека;
  • Состояние переутомления;
  • Уязвленное чувство собственного достоинства;
  • Употребление алкоголя, наркотиков, психотропных средств;
  • Игнорирование их мнения близкими;
  • Незаслуженное наказание или унижение.

 

Используемая литература:
1. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009

Материал составлен педагогом-психологом

Лучкиной А.К.

 
Девиантное поведение подростков

1. Типы девиаций.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведении, называют трудными или трудновоспитуемыми подростками.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение ими норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной среде всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющиеся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семья, школа, друзья). Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичным проявлениям девиантного поведения являются ситуационные поведенческие реакции: демонстрации (внешний вид), агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; уходы из дома, бродяжничество, алкоголизм, наркомания. Антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенной устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяют следующие типы делинквентного поведения:
- агрессивно-насильственное поведение (оскорбления, побои, ожоги, садизм)
- корыстное (мелкие кражи, вымогательство, угоны и другие имущественные посягательства)
- распространение и продажа наркотиков.
Отметим, что делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
- видам преступления (уголовные, административные);
- внутренней структуре отклонения, когда отклонения связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозратсным особенностям;
- ориентированности отклонения на внешнюю среду (ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид, алкоголизм, наркомания).

2. Причины девиантного поведения.
Отклоняющее поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают во время беременности матери (хронические инфекции, психические травмы, венерические заболевания), родовые травмы, влияние наследственных заболеваний, отягощенных алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с выраженной психопатией, нуждаются в помощи психиатра.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростков наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
- При недостатке родительской безусловной любви, ласки, внимания, защитным механизмом будет выступать отчуждение.
- Такие подростковые девиации как протест, отказ, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
- В случае несформированности системы нравственных ценностей у подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую, потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
- Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам человека приводит к «отрицательному лидерству», порабощение более слабых. Могут наблюдаться криминальное поведение, с оправдыванием своих действий внешними обстоятельствами, низкая ответственность за свои действия.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих в отклонении в ранней социализации ребенка в период детства с накопление негативного опыта, в стойкой школьной стойкой неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, плохо подготовлены к школе, выражают безразличие к учебной деятельности, что говорит об учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация проходит в своем развитии несколько стадий:
- учебная декомпенсация – когда возникают затруднения с одним или несколькими предметами при сохранении общего интереса к школе;
- школьная дезадаптация – наряду с трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с учителями, одноклассниками, пропусков занятий.
- социальная дезадаптация – полная утрата интереса ребенка к учебе, уход в компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализация среды. Подросток попадает в криминальную среду, где ему интересно. Отчисление из школы может привести к тому, что ребенок пополнит ряды преступности, так как для него не реально устроиться на работу.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение приемлемых способов получения достойного заработка, инфляция, как следствие социальная напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются низким моральным уровнем, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, преобладание психологии «вещизма», с другой стороны – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение это нормальная реакция на ненормальные для ребенка лили группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Материал подготовила Красько Елена Борисовна,
социальный психолог.

 
Последствия материнской депривации у детей


Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.
Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии связанные с материнской депривацией проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.
Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.
Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
Последствиями таких травматичных для ребенка обстоятельств являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма.
Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в домах малюток.
У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев. Эти движения быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.
Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:
- агрессия по отношению к людям, вещам;
- чрезмерную подвижность;
- чувство собственной неполноценности;
- постоянные фантазии;
- упрямство;
- неадекватные страхи;
- сверхчувствительность;
- неспособность сосредоточиться на работе;
- неуверенность в принятии решения;
- частые эмоциональные расстройства;
- лживость;
- достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
- неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
- говорение с самим собой и т. д.
- пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.
- интеллектуальное отставание,
- неумение вступать в значимые отношения с другими людьми,
- вялость эмоциональных реакций,
- агрессивность,
- неуверенность в себе.
Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребёнка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.
Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, - базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.
Последствия материнской депривации проявляются в кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.
Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Материал подготовлен педагогом-психологом О.В. Жебит
















 
Насилие над ребенком в школе PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
11.05.2011 07:19

Это очень большая и серьезная проблема современного общества. Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается), а следствием невозможности решить эту проблему является нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия.
Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспрестанные жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера — один из вариантов последствий систематического насилия в школе.
Родителям нужно прежде всего понять, что происходит с их ребенком. И если это насилие со стороны одноклассников, сверстников (любая его форма — физическое (побои), морально-нравственное (унижения, обзыва-ния, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности), то нужно поговорить с ребёнком (подростком), все объяснить ему (ей).
Насилие в школе совершается при замалчивании ситуации. Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже. Надо действовать. Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем обычно не срабатывают, иначе так бы их решали всегда. Проблема возникла во время нахождения ребенка в школе, значит администрация школы несет полную ответственность за непротиводействие насильникам, за каждый синяк и дискомфорт жертвы. А если родителю стало известно, что его ребенка унижают или избивают, а он (родитель) ничего не делает, в таком случае он становится соучастником преступления против собственного ребенка!

Что нужно сделать родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к их ребёнку (подростку)?
Запомните, что тот, кто обижает, не хочет, чтобы вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость.
Помните, что в случае насилия над вашим ребенком нарушены его права:
1) право на получение образования в достойных условиях;
2) право на безопасное пребывание в общественном учреждении;
3) право на сохранение своего здоровья (как физического, так и морально-психологического).
Кстати, если обидчики почувствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений.
Действия родителей по предотвращению насилия по отношению к их ребенку
1. Если есть синяки, ссадины и прочие следы побоев, необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, затем идти в любой травматологический пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнет вас отговаривать от освидетельствования побоев, не слушайте его. Директора могут это сделать по причине того, что не хотят огласки инцидента в своей школе, но это не значит, что они что-то сделают, чтобы защитить вас, они беспокоятся о своей репутации, а не о вашем благополучии. Есть специальная процедура, регламентированная законом — при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать депешу в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов милиции).
2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах — для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и участкового милиционера (или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно, чтобы ваше обращение (письменное заявление) было зарегистрировано в канцелярии и имело входящий номер.
3. Если вам (или вашему ребенку) угрожают, сделайте то же самое, так как заявление в милиции — лучший страховой полис для вас, и ваши обидчики должны будут Богу молиться, чтобы с вами ничего не случилось —ведь в этом случае тех, кто в списке в вашем заявлении, будут допрашивать с пристрастием, вне зависимости от алиби.
Если участковый отказывается принимать ваше заявление, чаще всего рассказывая, как других людей бьют и как им страшно — это значит, что участковый не хочет исполнять свои профессиональные обязанности. Тогда заявление дополняется фразой «участковый Ф.И.О. отказался принимать за явление» и направляется в районное отделение милиции (РОВД), а именно — к начальнику участкового, что обеспечит участковому выговор за несоблюдение профессиональных обязанностей. Заявление у участкового — это знак того, что за вашими обидчиками будет грех, и это зачтётся в том случае, если они попадутся на другом деле или заявление будет не одно.
5. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев можно написать такое заявление (директору школы, а при бездействии администрации школы — ив милицию).


Образец заявления
Директору средней школы № 
Ф.И.О. директора 
от (ваше Ф.И.О.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу обеспечить моему ребенку безопасное пребывание в школе, а также обеспечить возможность реализовать его право на получение обра¬зования в достойных условиях.
Дата                                                                       Подпись

 

 

 

В заявлении можно изложить конкретные случаи и конкретные имена людей, которые унижают ребенка — будь то сверстники, старшеклассники или даже некоторые педагоги.
Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если вы чувствуйте страх, тревогу, а у вашего ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения (и вы понимаете, что это — следствие сложившейся ситуации).
Во-первых, это поможет окружающим понять серьезность ситуации и простимулирует педагогических работников школы принять самое активное участие в разрешении ситуации и в предотвращении дальнейшего причинения вреда вашему здоровью. Во-вторых, это нужно вам для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, для повышения вашей самооценки и самооценки вашего ребенка.
6. Для повышения уверенности в себе можно рекомендовать вашему ребенку пойти на любую секцию бокса, тайского бокса, карате, рукопашного боя и тренироваться, чтобы можно было отбиться в случае нападения, однако, эта рекомендация не для всех!
7. Если на вас напали, то ваша задача получить одну ссадину или синяк и дальше действовать согласно пункту № 1.

Действия родителей по предотвращению сексуального насилия

по отношению к ребенку


Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
— угрозы со стороны насильника;
— насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
— жертва может считать себя виновным в насилии;
— ребенок любит насильника или нуждается в нем;
— пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
— ребенок не понимает, что то, что с ним делают, плохо;
— несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Причины возникновения ситуации сексуального насилия
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послуш¬ными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Что нужно знать, чтобы защитить себя
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача (только в случае необходимости), не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. Следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия или  как дружеские рукопожатия тех, кого ребенок любит;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, такие, от которых хочется избавиться, и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение.
Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или «тайные» прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела. Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен либо громко сказать «нет», глядя прямо в глаза тому, кто это делает, либо убежать, либо рассказать обо всем тому взрослому, которому он доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания.
Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями — это наиболее важные условия, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
подготовила материал Лыщенко Анна Александровна, социальный педагог

LAST_UPDATED2
 
Как играть с гиперактивным ребенком? PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
28.03.2011 10:46

Даже не зная в совершенстве иностранного языка, мы можем догадаться, что слово «гиперактивность» означает «сверхактивность», что-то намного превышающее норму. Гиперактивный ребенок стремится успеть все и сразу, но эта его торопливость очень непродуктивна. Он, не успев ознакомиться с одним делом или предметом, хватается за другое дело и в результате не выполняет ни одного. Невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность — все это относится к внешним проявлениям гиперактивности. Гиперактивность проявляется в возрасте до 7 лет и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Уровень интеллекта у детей не зависит от степени гиперактивности и вполне может превышать показатели возрастной нормы. Причиной возникновения могут стать: родовая травма, инфекционное заболевание, перенесенное ребенком в раннем детстве, особенности строения и функционирования головного мозга, а также генетические факторы. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания и импульсивностью.
Гиперактивный ребенок доставляет массу хлопот и неприятностей родителям и окружающим. Его физиологические особенности не позволяют ему вести себя так, как хотели бы и требуют взрослые, не потому, что он этого не хочет, он просто не может.


Признаки гиперактивного ребенка
Гиперактивному ребенку очень трудно долгое время сидеть на одном месте неподвижно, не ерзая. Он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, поэтому он часто роняет или ломает вещи, неуклюж: проливает воду, краски, клей и др. Часто теряет нужные ему вещи. Как правило, находится в постоянном движении. Стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех. Прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение. Ему очень трудно концентрировать своё внимание даже на интересном для него занятии, он постоянно отвлекается, задает множество вопросов, но почти никогда не дожидается ответов. Такого ребенка невозможно уложить спать, а если он и спит, то урывками, беспокойно. Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. Везде и всегда ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не умеет контролировать свою агрессию — дерется, толкается, кусается, кидается предметами, которые попадутся под руку (палками, камнями, игрушками и т.п.). Легко переутомляется, но даже если он устал, продолжает двигаться, а совершенно выбившись из сил, начинает истереть, плакать, капризничать.
Окрики, замечания и угрозы взрослых не улучшат его поведения, но могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера, закрепить их. Ещё никому не удавалось сделать гиперактивного ребёнка покладистым и послушным, но при желании все могут научиться жить с ним в мире и сотрудничать.
Детская гиперактивность в настоящее время очень распространена. По данным отечественных медиков, примерно пятая часть младших школьников нашей страны является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может пройти «естественным» путем, но надеяться только на это не стоит — статистика свидетельствует, что 70% детей, у которых гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причем риск социально опасного поведения среди таких детей очень высок. Почти половина этих детей имеет факты агрессивного поведения и насилия, а также попытки покончить собой. Поэтому не нужно надеяться на то, что «с возрастом пройдет», нужно контролировать и корректировать развитие вашего гиперактивного ребенка.


Что же нужно сделать, чтобы помочь гиперактивному ребенку?
Родители должны создать для него определенные условия жизни, а для этого придется потрудиться. Четкий распорядок дня и спокойная психологическая обстановка в семье, обязательные прогулки на свежем воздухе, где можно побегать, попрыгать и пошуметь — вот, что жизненно необходимо вашему ребенку. И если вы сами постоянно везде опаздываете, вечно куда-то торопитесь, эмоционально неуравновешенны, часто нервничаете, меняете планы «на ходу» — значит, прежде всего, необходимо начать работу над собой. Постарайтесь сами стать более организованными.
Подход к воспитанию гиперактивного ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.


Советы родителям гиперактивных детей
• Помните, что ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому не нужно его ругать, устраивать унизительные разбирательства. Все это приведет только к снижению у ребенка самооценки, появлению чувства вины, он будет считать, что он «неправильный» и не может угодить вам.
• Необходимо продумать систему самых необходимых требований, которые вы предъявляете ребенку. Когда просите ребенка что-то сделать, старайтесь, чтобы задание было конкретным и не содержало несколько указаний. Например: «Принеси из детской ящик для игрушек и собери в него игрушки» — это неправильно. Ребенок выполнит лишь половину просьбы.
• Круг правил поведения, усваиваемых ребенком, нужно расширять постепенно, стараясь со временем приблизить его к возрастной норме.
• Необходимо избегать двух крайностей — проявления чрезмерной мягкости и предъявления ребенку повышенных требований. Контролируйте нагрузку. Постарайтесь свести к минимуму количество запретов и не обращать внимания на мелкие нарушения.
• Хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Учите его правильно распределять силы.
• Посещение мест с повышенным скоплением людей (рынок, стадион, магазины и т.п.), переизбыток впечатлений после длительного просмотра телевизора или игры на компьютере может привести к переутомлению ребенка, он станет капризным, плаксивым, а иногда даже агрессивным. Необходимо оберегать гиперактивных детей от переутомления.
• Не сдерживайте естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости.
Активные виды спорта (но не травматичные), хороший способ выплескивания энергии наружу. Занятия спортом помогут также выработать чувство команды, научат ребенка подчиняться правилам, повысят способность ребенка регулировать свое поведение и направлять активность в позитивное русло.
• Рацион питания ребенка должен содержать достаточно витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребенку больше, чем другим необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жаренного, острого, соленого, копченого; побольше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Главное правило: «Если ребенок не хочет есть — не заставляйте его».
• С детства приучайте ребенка к пассивным играм и занятиям. Когда ребенок устал от беготни, посадите его рядом с собой за стол и займите делом в соответствии с возрастом. Давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Хвалите и поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Пускай он строит, лепит, конструирует или рисует. Пусть ребенок убедится, что пассивные занятия так же интересны, как активные. Усидчивость постепенно станет для него привычной. Выполнение задания на первом этапе не должно превышать 5-10 минут, затем можно попробовать немного усложнить задание. Оберегайте ребенка от переутомления, помните, что оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Режим дня гиперактивного ребенка должен быть построен таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и всячески пресекать. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, а прием пищи желателен в одно и то же время.
• Научите ребенка расслабляться. Попробуйте освоить с ребенком дыхательную гимнастику, или йогу, или другие методики. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Легкое поглаживание по плечу, по руке в процессе чтения или другого занятия поможет вашему ребенку сосредоточиться.
• Прежде чем отреагировать на неприятный поступок вашего ребенка, сделайте несколько глубоких вдохов и досчитайте до десяти, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что ваша агрессия и бурные эмоции порождают тс же чувства и у ребенка. Перейдите в другую комнату — покиньте зону конфликта.
• И самое главное. Ваш ребенок особенный, он очень чувствительный и остро реагирует на замечания, нотации и запреты. Ему иногда кажется, что вы его совсем не любите, а он так нуждается в любви и понимании. Не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите! Причем любите его безусловной любовью, не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть.


Игротерапия для гиперактивных детей
При подборе игр (особенно подвижных) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие особенности этих детей, как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокая активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), а также быструю утомляемость.
Гиперактивным детям трудно дожидаться своей очереди в игре и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать таких детей в коллективную работу поэтапно. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Для начала надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например игры, направленные на развитие только внимания, или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
Помните, что ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его необходимо переключить на новый вид деятельности.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, а это так редко ему удается. Наберитесь терпения и помогите вашему ребенку научиться доводить начатое до конца, и вы увидите, что ваш ребенок станет спокойнее и увереннее в своих силах.
А если будет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту (а у некоторых детей значительно раньше) гиперактивность проходит.
Важно, чтобы ваш ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и чувства неполноценности.


Игры для гиперактивных детей
Игра «Найди отличие»
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Игра «Броуновское движение»
Цель: Развитие умения распределять внимание.
Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает и центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Игра «Говори!»
Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход игры: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори!" Давайте потренируемся. „Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) „Говори!"; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... „Говори!"; „Какой сегодня день недели?"... „Говори!"; „Сколько будет два плюс три?" и т.д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Игра «Передай мяч»
Цель: Снять излишнюю двигательную активность.
Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Игра «Разговор с руками»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Ход игры: Предложить ребенку обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток вре¬мени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Можно предложить ребенку такую игру, если он подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль.
Игра «Ловим комаров»
Цель: Снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Ход игры: Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде „Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так!»
Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки то поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде: Стой!" вы садитесь вот так, — педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение).
Готовы? „Начали!"... „Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
Когда работа по тренировке одной слабой функции завершена, и вы получили результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить ваши требования, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться сделать так, чтобы ребенку было интересно.
Игра «Слушай хлопки»
Цель: Тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игра «Кричалки-шепталки-мочалки»
Цель: Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молчанками».
Игра «Слушай команду»
Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.
Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Игра «Король сказал...»
Цель: Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слов «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например «Пожалуйста» или «Командир приказал».
Когда ребенок освоит опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Игра «Ласковые лапки»
11адо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Зеваки»
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Ход игры: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
Игра «Морские волны»
Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход игры: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками.
Ход игры: По сигналу взрослого «Штиль» все играющие дети «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают. Сначала встают дети, которые находятся ближе о взрослому. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто подальше и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и т. д. По сигналу взрослого «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».


Жебит Ольга Владимировна, педагог-психолог

LAST_UPDATED2
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009