г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Отношение приемной семьи к кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Он волнует и сотрудников учреждений, в которых находится ребенок.
Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.

Социальные работники, специалисты органов опеки должны четко уяснить, что прежде чем передавать ребенка в новую семью, необходимо предпринять все возможные меры для сохранения родной.

Почему? Причин тому несколько. И первая, самая главная – это отношение ребенка к своим родителям.

Известно, что как бы хорошо не жилось ребенку в учреждении, он стремится домой, ему хочется либо вернуться в свою собственную семью, либо он мечтает о том, что его найдут новые мама с папой. Английские ученые обращают внимание на неоправданность веры в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, хорошие условия. Поддержание контактов с родственниками имеют
благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Следующая причина – большинство детей после нахождения в детском учреждении, приемной семье, детских домах семейного типа возвращаются по месту закрепления жилья, т.е. к родителям, лишенным родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребенка из семьи, что наносит огромную травму, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют путь своих непутевых родителей.

В связи с тем, что в России активно развивается институт приемной семьи, создаются семейные воспитательные группы, нужно обратить внимание на выстраивание отношений замещающих семей с кровными родителями. Оказывается, что новые родители совершенно не подготовлены к тому, что им придется лицом к лицу столкнуться с кровной семьей ребенка. Это показывает и зарубежный, и наш российский опыт.
опекуны не подготовлены к реакции детей на такие встречи и болезненно переживают изменения в поведении ребенка после таких встреч.

Опекуны не понимают важности регулярных контактов детей со своими родителями.

Если опекуны начинают понимать необходимость связи ребенка с кровными родителями, то им легче принять существование родной семьи ребёнка и как-то приспособиться к ней, чем избегать разговоров с ребенком на эту тему.
Есть притча, мне кажется, что она очень точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую семью.

Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали.
Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.
Две разные женщины, создавшие твою жизнь.
Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем.
Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить.
Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь.
Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя.
Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель.
Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи.
Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы.
Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее.
И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две разные любви.

Психологи убеждены, что если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приемные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства ребенка. Следует радоваться тому, что чувства ребенка не притупились, и бережно сохранять и развивать их.

Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне также думают)». Психологии категорически утверждают, что высказываться о кровных родителях нужно либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее) либо вообще никак.
Момент, когда говорить, у каждого индивидуальный.

Очень важный аспект этого вопроса – это организация контактов и встреч ребенка с родными.
Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 3, статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит: «опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком, по закону являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.
Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: «Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок».

Нас очень волнует, говорить или нет ребенку о его родителях правду, ведь она не очень приятная: родители его погибли в пьяной драке, а до этого решался вопрос о лишении их родительских прав?

По нашим наблюдениям россияне чаше всего или умалчивают, или избегают разговоров на эту тему, отвлекая внимание детей, или придумывают красивую историю о бывших родителях. Естественно, что выбор линии поведения, зависит от многих обстоятельств. Мне хотелось бы рассказать о том, как по исследованиям психологов дети относятся к своим биологическим родителям.

Если дети до двух лет почти не помнят своего прошлого, то у детей 2-6 лет какие-то воспоминания сохраняются на всю жизнь. От этого зависит поведение детей в новой семье. Негативные впечатления вызывают недоверие ко всем взрослым, дети принимают оборонительную позицию, некоторые ведут себя агрессивно и вызывающе, обманывают, присваивают вещи . Дети непроизвольно воспроизводят то поведение, которое наблюдали в семье. Но, довольно часто, встречаются и те, кто с грустью вспоминает родителей, особенно мать.

Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие и формирование личности. Такой ребенок недоверчив к новым людям. Освоившись в новой обстановке, он демонстрирует многое из виденного в семье. Такое поведение вызывает тревогу приемных родителей, они теряются и не могут определить линию поведения. Специалисты и те родители, которые уже имеют опыт воспитания приемных детей, советуют: ничего не следует утаивать от ребенка, а тем более говорить неправду. Есть и народная мудрость, применимая к этому случаю: «Шила в мешке не утаишь».
Дети приходят в этот мир любить родителей безоговорочно, такими, какие они есть. Известна масса случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедиям, а информированность — уберегает, вселяет веру в его новую семью, вызывает благодарность к усыновителям.

Материал составлен учителем-дефектологом Терещенко Н.В.

 
Причины и проявления нарушений в психологическом здоровье детей

Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психологического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях со значимыми взрослыми. Значимый взрослый — это родной и (или) близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник. Отношение взрослого к жизненному миру ребенка является существенным фактором детского психологического здоровья.
Отрицательное влияние взрослого на ребёнка приводит к ощущению у него безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, сектантству, суицидам.
Итак, какие воздействия нарушают психологическое здоровье детей? 
1.Одним из факторов риска для психологического здоровья детей является стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Дети, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении. Из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!», «У соседей ребёнок как ребёнок, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на ребёнка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за годы прожитых постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психологическое здоровье во многом определяет физическое.

2. Ещё один из факторов роста нервно-психологических нарушений – это перегрузка учебной деятельностью. Дело в том, что в последние годы постоянно возрастает учебная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты более сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Обращаю ваше внимание на нормы СанПиНа: максимальная допустимая продолжительность домашних занятий детей старших классов составляет не более 4 часов, минимальная норма сна — 9 часов для 15-16-летних и 8,5-9 часов — для 17-18-летних. Норматив пребывания на свежем воздухе для детей составляет не менее 2,5 часа. Сравните с тем, что имеет место на самом деле.

3. Ситуация в семьях. В этом факторе важно учесть тот момент, с какой предысторией ребёнок находится в вашей семье: либо его недавно разлучили с кровными родителями и он переживает определённые стадии горя, либо он ещё адаптируется в вашей семье, либо различные тяжёлые последствия дисгармоничного воспитания в кровной семье, такие как – эмоциональное насилие, сексуальное насилие, жестокое обращение, наложили определённый отпечаток на психику ребёнка. Дело в том, что даже в благополучных семьях зачастую царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев, возрастает количество суицидальных случаев среди детей. Ещё важен тот момент, какое вы оказываете влияние и отношение к ребёнку. Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах воспитания детей. Частой причиной отрицательного эмоционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Разные требования, которые предъявляют ребенку взрослые, разные приемы воспитания, применяющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у ребёнка твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружающему миру. Например, отец говорит: "Возьми карандаш и рисуй", а мать кричит: "Не смей брать, нельзя".
Некомпетентность родителей и педагогов может проявляться и в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему,поскольку это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психологического здоровья детей.
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что к отклонениям в состоянии психологического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с их индивидуальной предрасположенностью:

 Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 
 Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Любой ребёнок может испытывать продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляться с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (неврозы).

 Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:
 Повышенная раздражительность
 Быстрая утомляемость
 Расстройство сна
 Сонливость
 Неустойчивое настроение
 Ухудшение аппетита
 Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким детям очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
 головных болях,
 слабости,
 снижении аппетита,
 нарушении сна,
 ухудшении памяти,
 Рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям. 
Как крайняя форма проявления нарушения психологического здоровья является суицидальное поведение детей и подростков.
За последние 20 лет самоубийство по миру возросло в 7 раз. Причем неуклонно растет число случаев ухода из жизни именно подростков. 
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психологического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. 
В связи с выше перечисленными трудностями, с которыми можете столкнуться Вы и Ваш ребенок, уже сейчас стоит обратить внимание на психологическое здоровье ребенка.

Материал составлен педагогом-психологом Ширяевой Н.А.

 
Упражнения для языка и губ

СКАЗКА о Веселом Язычке
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ПТЕНЧИКИ»
. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», "ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижниерезцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убира¬ется в глубь рта.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены.
Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть
вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»: «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

 
Способы выхода из стресса


• Аутогенная тренировка.
• Больше движения (бег, аэробика).
• Не затягивайте с разрешением любых конфликтов.
• Сходите в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.
• Сократите до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.
• Научитесь говорить людям «нет».
• Не перегружайтесь.
• Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.
• В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут,
прогуляйтесь, поговорите с друзьями.
• Переключите внимание на приятную тему.
• Если опаздываете, нужно внушить себе, что как бы Вы не злились – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.
• Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
• Голубой цвет — это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
• Синий и зеленый цвета успокаивают.
• Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».
• Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
• Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
• Любовь - лучшее лекарство от стресса.
• Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
• Душ, теплая ванна.
• Полноценный глубокий сон.
• Делайте что-нибудь с настроением. Хобби - то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.
• Чтобы избежать постоянного стресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.


 
Что такое психологическое здоровье


Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», а кто не слышал в своё время крылатую фразу: «В здоровом - теле здоровый дух»? На этом лозунге в советское время была построена практически вся сфера любительского спорта. И мало кто знает, что автор этого выражения, древне-римский поэт Децим Юний Ювена вкладывал в него совсем иной смысл: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом!». Это утверждение актуально и поныне.
Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющих здоровья
1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2.Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни..
3. Психологическое здоровье. Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека

  • Состояние психического развития, душевного комфорта;
  • Адекватное социальное поведение;
  • Умение понимать себя и других;
  • Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • Умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение

2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Психологически здоровый человек - это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае - глубоко несчастным.
Так или иначе, определение психологического здоровья связанно с понятием счастья. Человеку не обойтись без стремления к нему.

Материал составлен педагогом-психологом
Микаелян Гаянэ Гамлетовна

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009