г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Как становятся наркоманами

Причин для первого употребления можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.
1. Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но порой даже привлекают, "чем опаснее, тем заманчивее". "Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньше внимания. Наркотик стал для него важнее, чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала - ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувств? Надо непременно это попробовать".
2.Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ - принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное - это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов): °Я могу позволить себе все что угодно". "У меня было много того, чего не было у других. Любящая меня семья, материальные блага, очень приятный мне круг друзей... Все это было. Нас было трое. Трое друзей, которые занимались бизнесом. Мы до этого любили выпить, вкусно поесть в ресторане, погулять на дискотеке. Сначала мы просто не понимали, что стали употреблять наркотик, который менял наши чувства, наше сознание, искажал реальный мир. Но потом сами не заметили, как втянулись. Мне стало это нравиться. Я погружался в какой-то мир, который, как я считал, был лучше. Один из моих друзей сказал, что мы еще не попробовали героин. Мы сразу зацепились за эту идею. Никто нам не говорил про опасность быстро "подсесть" на этот вид наркотиков. Мои чувства перемешались к тому моменту. Я потерял самоконтроль, исчез страх перед употреблением наркотиков. Я считал, что в жизни надо всё попробовать. Хотя бы по разу. И что у меня сильная воля, и я смогу вовремя остановиться".
3. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. "Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью". "Вы больше не сможете управлять мной".
4. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах - являются одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. "Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят {пьют) все".

"В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым. Меленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень хотел быть маленьким и слабым. Одна доза, и я почувствовал себя "крутым" в моем дворе, да и соседних дворах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил, и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день".

Ряд специалистов считают наркоманию "симптомом семьи". Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто Проявляются как гипер- или гипоопека.
1. Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
2. "Кумир семьи" (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности; освобождают его oт всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:
"Золушка" - ребенок, лишенный ласки и внимания со стороны старших. Его постоянно третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех УДОВОЛЬСТВИЙ.
"Ежовые рукавицы". Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, полное отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Без всякого сомнения, наркомания - болезнь души. Характер ребенка. его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если ёго ждут каждый день, каждый час, общаются с ним - окружающий мир при рождении не ощущается враждебным. Он полон радости и покоя. "Ненужный" ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит, искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.'
Гипоопека - это недостаток любви. "Вирус холода" прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи - слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотики именно чтобы быть как все за компанию. Кроме того, ощущение кайфа - наконец-то найденная иллюзия любви.

Сергей, стаж употребления 5 лет:
Мы жили вдвоем с матерью. Отец оставил нас, когда я был совсем маленький Я его даже не помню. Мама работала в столовой. Дома всегда было, что поесть, Но не было мамы: Она появлялась поздно вечером. А я целыми днями бегал с ребятами во дворе. Врал им что-то про отца, который плавает на подводной лодке. А потом мама начала выпивать. Дома все чаще стали появляться веселые компании, приходить какие-то мужики. Один из них мне понравился. Казался сильным и независимым. Потом я узнал, что он недавно освободился из тюрьмы. И ореол романтики вокруг него стал еще заманчивее. Он научил меня пить водку колоть джефу, курить "травку" и иногда брал с собой на важные "дела". А еще немного позже у меня появилась своя веселая компания, где я впервые попробовал вколоть себе отвар мака. Мир приобрел новые краски. Я понял, что стать сверхчеловеком совсем не трудно. Границы уходят. Ты можешь все. У тебя есть самые красивые женщины, ты даже слышишь музыку и уверен, что сочиняешь ее сам. Все закончилось в тот момент, когда меня "взяли" с дозой и отправил» в СИЗО, а потом в колонию для наркоманов. Красивая жизнь сразу оборвалась. Щ понял, что вляпался в колоссальное дерьмо...
Второй тип из группы риска - чрезмерно опекаемый ребенок. Это - кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни - получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных - телесных. В ребенке культивируют чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека порождает инфантилизм, неспособность справиться с трудностями, когда ребенок из теплицы вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому повещу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности - каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода' - боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгии, то от душевной - шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. "Жизнь налаживается...".

Юля, стаж употребления 1,5 года:
Я Казалась себе раньше очень счастливой девчонкой. У меня были папа # мама, которые меня очень любили. А бабушка вообще души не чаяла - везде меня с собой брала, возила отдыхать в пансионаты, играла со мной в любимую игры. Друзей у меня было немного, я сходилась с детьми тяжело. А в школе училась отлично. В 15 лет у меня появилась компания. Мальчик, в которого я была влюблена, "сидел на игле". Но это я потом узнала: А до этого он казался мне загадочным, не таким, как все. Узнав правду, я долго уговаривала его бросить зелье, пыталась помочь, переубедить. Но все пустое. И тогда я решила попробовать, что это такое, от чего невозможно отказаться. Я укололась сама. И -"утонула". Вместо того, чтобы спасти его, сама стала наркоманкой. Прежняя жизнь показалась мне серой и убогой - наконец-то я стала настоящей - исключительной, незакомплексованной. Я стала все чаще уходить из дома, меня больше не трогали слезы матери и уговоры бабушки. Я стала самой собой. Мне так казалось. "Лучше несколько лет в кайфе, чем всю жизнь убого и серо" - стало моим девизом. В один прекрасный день я поняла, что не могу жить без дозы. После "передозняка" меня еле-еле откачали в реанимации. Мать отвезла меня в престижную клинику, лежала там вместе со мной. А я думала только о том, как выйду и снова уколюсь... Отец, потратил на мое лечение огромные деньги, но все было впустую, пока я не пришла в группу таких же, как я, наркоманов...

Материальный достаток не гарантирует отсутствие психологических проблем и наличие системы нравственных ценностей. Противостоять наркотикам может только зрелая личность.
Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией характеризуется следующими чертами:
• пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
• стремление к новизне- "жизнь серая. ничего не происходила я хочу жить ярко и красочно*. Яркость и красочность - достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала "травка", потом - героин;
• неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции. состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;
• внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства "табу" на любовь окружающих (достаточно вспомнить Евгения Онегина из поэмы А.С. Пушкина);
• стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;
• завистливость;'
• тревожность.
Все эти черты характера способствуют бегству от реальности - у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.
Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда. что они воспитывают детей не только на собственном примере.

Используя некоторые приемы, вы сможете дать хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем.
Если один из родителей - алкоголик, то эксперименты детей со спиртным предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если оба страдают алкоголизмом, то нередко прививают детям патологические стереотипы поведения. Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма:
Принцип № 1: Не пытайтесь скрывать или "смягчать" правду. Дети могут справляться со своими проблемами лучше, если знают, что ваш супруг (супруга) страдает алкоголизмом.
Принцип № 2: Необходимо объяснить ребенку, что алкоголизм - это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.
Принцип № 3: Помогите вашим детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.
Принцип № 4: Обучите детей рассудительности в принятии решений и поступках. привейте им позитивные традиции, принятые в вашей семьёй объясните, что они могут и должны выполнять посильные для них домашние обязанности.


Брошюра по заказу Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»/Защитим наших детей от наркотиков.

 
Познавательная литература для родителей

1. Андреева М. О некоторых проблемах детского воровства.
2. Андреева Ю. Усыновить ребенка. Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение
3. Андреева Ю. «Хотите усыновить ребенка?» ИД «Питер», 2004 год
4. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом. - Новосибирск, 2009.
5. Бурбо Лиз. Отношения родитель-ребенок
6. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009
7. Вроно Е. М. Поймите своего ребенка. — М.: Дрофа, 2002.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2002
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
10. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
11. Закон «Об опеке и попечительстве»
12. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям». М.: «Дом», 1993
13. Кабанова Е., Ципоркина И. Взрослые дети, или инструкция для родителей
14. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1990.
15. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002
16. Красницкая Г.С., Прихожан А.В., Вы решили усыновить ребенка. М.,2001
17. Лобанова М.Ю., Савельева Е.В., Гринберг С.Н., Вараева Н.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007. - 352 с.
18. Лоис Рускаи Мелины "Воспитание приемных детей"
19. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб., 2007
20. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. —М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
21. Настольная книга приемного родителя — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2006
22. Образцова Т.Н. Подарочная книга игр
23. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей (bookhere)
24. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006
25. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005
26. Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Книга 4. Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей.— М., 2004. — 384 с. / Составитель: М.Ф. Терновская
27. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1990
28. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
29. Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение приемной семьи. Методическое пособие / Артемова И.Г., Воробьева Л.А., Петрова Л.А. и др. – Омск, Министерство образования Омской области. – 2008.
30. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах..— М.: Генезис, 1998.
31. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008
32. Шипицына, Л.М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007
33. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот; Изд-во СПб. Ун-та, 2005.
34. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993

35. Кэти Гласс. Будь моей мамой.

 
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста


1. Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Предлагаются следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!

Литература:
1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.





 
Упражнения для эмоционального восстановления

Общеизвестен факт влияния родителя на своих детей в процессе общения и воспитания. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, родительской компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием родителя.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя!

Упражнения на саморегуляцию для родителей.

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение.
Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...
Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.
Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика.
Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):
Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.
Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.
Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.
Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.

На нашем сайте представлены упражнения для релаксации, которые Вы можете делать вместе с детьми. Это позволит Вам сблизиться с ребенком, а также самостоятельно проводить профилактику и коррекцию агрессивного поведения ребенка и эмоционального напряжения.

 
Как сохранить психологическое здоровье детей

Психологическое здоровье зависит от многих факторов нашей жизни, поэтому и  способы сохранения психологического здоровья я предлагаю разделить по группам.

 

1. Семейное благополучие.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.
- Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».
Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.
- Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.
- Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимоподдержка, уважение, терпимость друг к другу.

Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Для профилактики нарушения детско-родительских отношений родителям необходимо:
- Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье; 
- Любить детей, быть отзывчивыми к их нуждам и запросам; 
- Проявлять простоту и непосредственность в обращении с детьми; 
- Позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения; 
- Действовать согласовано в вопросах воспитания; 
- Принимать во внимание соответствующие полу и возрасту ориентации и увлечения детей.

Таким образом, мы видим, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, т.е. их эмоциональный контакт.

2. Эмоциональный контакт со взрослыми.

Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза "уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку". Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку - это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время "просто так": вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком "просто так", а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее), хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним "вместе", и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать.
Нередко эмоциональный контакт подменяется контролем - так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно мелочно контролируют? В любом случае, это не комфортное чувство. Ребенок испытывает то же самое. И от контроля хочется уйти: в собственный закрытый мир, в мир лжи, в мир, где контроль невозможен.
Эмоциональный родительский контакт с ребенком - пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых, но награда - доверие и понимание внутреннего мира ребенка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь.

3. Социальные отношения.

Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т.к. от того, как ребенок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье.

Родители могут помочь ребенку:
 обучиться положительному самоотношению и принятию других (т.е. сформировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
 развить рефлексивные умения (навыки понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
 приобрести навыки разрешения конфликтов (можно учить детей через чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов). При этом следует натолкнуть ребенка, что самый лучший выход из конфликта – это сотрудничество.
Но прежде всего Вам необходимо самим научиться относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

4. Самореализация.

От умения налаживать благоприятные социальные связи зависит успешная деятельность. А в различных видах деятельности происходит реализация потенциала развития.

5. Самооценка и самоуважение.

Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Лишь в этом случае ребенок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и "держать удар". Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, а потому пытаются поднять ее планку у собственных детей. Потому-то порой "родитель" болезненно воспринимает школьные проблемы. Родители проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
• доверие к ребенку;
• уважительное отношение;
• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
• родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
• детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
• чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Можно попробовать метод воспитания радостью от собственноручно сделанной вещи. Даже если родители не очень искусны в умении мастерить, им будет намного интереснее научиться этому вместе с детьми. А уж если ученик превзойдет учителя-папу или маму… Сделать вместе много можно очень много: готовить, конструировать, ремонтировать, шить, всего и не перечислить. Обучение труду повышает самооценку, делает ребенка самостоятельным и сближает всех членов семьи.

6. Построение жизненной перспективы. Наличие жизненных целей.

Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.
Задача родителей заключается в помощи ребенку научиться ставить перед собой цель и достигать её. Для начала можете сделать это вместе.
Если у ребенка не будет цели, у него появится ощущение скуки, а именно это часто является причиной курения, ухода в алкоголь, или виртуальную реальность.


7. Ограничение виртуальной реальности.

Если вы стали замечать плохой сон, сильную усталость ребенка, сократите продолжительность просмотра телевизионных передач и время проведения за компьютерными играми. Создайте комфортную среду для жизни, чтобы не искажать эмоциональное развитие:
1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток воздействует на сознание наших детей ежедневно и ежечасно.
2. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая изменяет психику вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
3. Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, уже познал всю палитру реальных эмоций.
4. Контролируйте информацию, которую получает через телевидение и компьютер ваш ребенок.

8. Развитие оптимизма.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций.
Развитие оптимизма также подразумевает наличие у ребенка способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.
Конечно, в развитии оптимизма велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.

9. Пример близких.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

 

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

 

Материал составлен педагогом-психологом Лучкиной А.К.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009