г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Возрастные особенности детей 5—6 лет


Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок: Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно: С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Литература:

Ивлева И.А., Младик И.Ю., Сафуанова О.В. "Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)", Москва: "Генезис", 2009 г.

Материал подготовлен учителем-дефектологом Терещенко Натальей Владимировной

 
Возрастные особенности детей 6—7 лет


Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок: Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как его родителям важно: Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

Литература:

Ивлева И.А., Младик И.Ю., Сафуанова О.В. "Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)", Москва: "Генезис", 2009 г.

Материал подготовлен учителем-дефектологом Терещенко Натальей Владимировной

 
Проблемы общения в подростковой среде

Один из проблемных вопросов развития личности подростка- общение со сверстниками. Благодаря общению подросток может получить незаменимый положительный  социальный опыт., практику межличностных отношений., и в то же время общение со сверстниками может стать причиной социально негативного поведения.
Современный ребенок представляет собой явление  незнакомое и требующее изучения. Каждое новое поколение обладает своей особенностью, так как воспитывается в специфических социальных условиях. Кризисные явления в политик5е , экономике, в сфере отношений, в том числе в семье, большой поток негативной информации, разрушение детской субкультуры, игровых традиций, ограничение коммуникативных связей между  людьми, напряженный ритм сегодняшней жизни снижает социальную активность. детей, их стремление  узнавать новое, пробовать себя в различных видах деятельности. Поэтому взрослым очень важно понимать. Что и в каком возрасте ребенок должен  успеть и знать, что наиболее ценно для его развития.
Подростка отличает  стремление к общению с товарищами. Этот  возраст- время проб и ошибок, признание сверстниками, , завоевание авторитета, стремление  обрести себя как личность. Он отвергает мнение взрослых. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования. : завоевать авторитет и уважение товарищей он сможет лишь тогда, когда будет отвечать этим требованиям.
Именно в этот период ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения  с теми . кого он любит и уважает, и на открытие самого себя, и с переходом ребенка в среднюю школу. он меняется на глазах. Нередко подросток подражает друзьям во всем (одежда, поведение), они становятся его кумирами , «самыми, самыми», воспитывая в себе качества, которые ценятся сверстниками.
Для подросткового возраста является характерной так называемая реакция эмансипации». Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу или иллюзию от свободы, дает улица. Данные исследований, проведенные в нескольких странах Европы и России, на вопрос, с кем проводить свободное время, показали- всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги. Родители в этом списке оказываются на самом последнем месте, даже после учителей.
Характерная для подросткового возраста реакция группирования связана с ярко выраженным стремлением  к группированию со сверстниками. Группы могут иметь жесткую структуру или быть аморфными. Первое характерно для групп с криминальной направленностью, для однополых мужских групп;  второе более характерно для некриминальных групп и для групп смешанных  по полу. Можно указать как  минимум на две причины, обуславливающие трудность выхода из группы. Первая причина - при жесткой структуре выход должен быть санкционирован, разрешен лидером. Несанкционированный выход наказывается, и нередко весьма жестоко, Вторая причина-более важная и более распространенная имеет более  глубокий внутриличностный характер. Исследования показывают, что у абсолютного большинства так называемых «трудных» детей блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении, принятии и любви. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворении потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу. На улице он ищет ту группу, в которой эта потребность может быть удовлетворена.  Поэтому усилия педагогов или родителей должны быть направлены на то, чтобы найти или создать такую группу просоциальной направленности , в которой эта потребность была бы реализована. Только в компании сверстников подросток имеет возможность проигрывания различных ролей ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга – хранителя тайны, или друга- доверителя тайны.

 

Педагог-психолог  Кривоносова Н.Ю.

 
Как помочь ребенку сказать НЕТ алкоголю и наркотикам

Как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение и помочь ему сказать "нет" алкоголю и наркотикам


Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут рассказать им об алкоголе, табаке и наркотиках. Для этого нужен определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать -более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может помочь и в общении со взрослыми.
Прием № 1: Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех пунктов:

  • демонстрируйте ребёнку, что вы слышите то. что он говорит (например, словами "да","угу",вопросами "А что потом?","И что же?" и т.д.);
  • позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;
  • докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

 

Прием № 2: Внимательно следите за лицом ребенка и "языком" его тела. Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют "языку тела", всегда полагайтесь на "язык тела".
Прием № 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием № 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.
Прием № 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!","Да ну, не верю!" и т.п.

Мы можем предложить родителям 5 принципов, которых следует придерживаться, чтобы способствовать формированию самоуважения ребенка.

Принцип № 1: Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.
Принцип № 2: Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
Принцип № 3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие. а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: "Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать",чем: "Ты не должен лазить по заборам - это глупо" (или: "Так делают только дураки").
Принцип № 4: Поручите вашему ребенку какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который несет ответственность за домашние дела, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает удовлетворение.
Принцип № 5: Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка, слова: "Я тебя люблю" помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к нему.
Когда дети становятся старше, они сообщают, насколько подобные вещи были важны для них. Вопреки распространенному мнению, неполная семья тоже может дать ребенку основу для самоуважения. В ней могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. В то же время научные исследования свидетельствуют, что психологические проблемы детей разведенных родителей схожи с проблемами детей пьющих родителей.

Существует ряд технических приемов или последовательность действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков.
Пять из них перечислены ниже.
Прием № 1: Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным, уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважение. Попросите вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
Прием № 2: Изучите с вашим ребенком значение слова "дружба". Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список - о недруге. Пока ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.
Прием № 3: Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать "нет", когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказывать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
Прием № 4: Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростки считают это необходимым. Вы можете помочь вашему ребенку избежать таких неприятных ситуаций. Не разрешайте вашим детям ходить в гости к друзьям, когда их родителей нет дома. Не допускайте, чтобы ребенок становился членом "скрытых" компаний, то есть не контролируемых взрослыми. (Сомнительно. что два последних требования применимы к российским условиям. Однако родители, безусловно, должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем они проводят время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствие взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.)
Прием № 5: Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка. Например, в некоторых школах и подростковых группах спонсорами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности. Может быть, у вас появится желание побольше узнать о такой программе в школе, где учится ваш ребенок.

Вы можете спровоцировать своих детей к употреблению алкоголя и наркотиков, если

1. Никогда не сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Никогда не организуете семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи,
3. Говорите с детьми, не слушая их,
4. Наказываете детей в присутствии других и никогда не хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда решаете проблемы ваших детей и/или принимаете решения за них.
6. Возложили ответственность за нравственное и духовное обучение детей на школу и церковь.
7. Никогда не позволяете своим детям испытывать холод, усталость, фрустрацию, разочарование и т.д.
8. Угрожаете детям таким образом: "Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, то я накажу тебя".
9. Ожидаете,что ваш ребенок всегда будет учиться на "отлично" по всем предметам.
10. Всегда помогаете ему выпутываться из сложных ситуаций и не способствуете тому, чтобы он принимал ответственность на себя.
11. Не поощряете детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций) например, злости, грусти, страха и т.д.
12. Чрезмерно опекаете и не учите их значению слова "последствия"
13. Заставляете детей чувствовать, что их ошибки - это непоправимые грехи.
14. Никогда не доверяете своим детям.


Брошюра по заказу Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»/Защитим наших детей от наркотиков.

 
Родителям о наркомании подростков

К сожалению, не многие наркоманы имеют такую возможность. Обычно понимание произошедшей трагедии происходит слишком поздно.
Как человек становится наркоманом? Главная причина первой дозы — желание испытать неизвестные ощущения, вторая — быть включенным в определенную группу, третья — неудовлетворенность жизнью и желание забыться. Очень часто «вербуют» товарищи, соседи, которые сами постоянно принимают «зелье». Причем наркоманы «молодеют» год от года.
Определить, принимает ли подросток наркотики, можно. Перемены в нем видны уже в первое время употребления. Вот некоторые признаки:
— агрессивное, взвинченное настроение или резкие изменения в поведении, он избегает родителей, становится скрытным, по телефону отвечает украдкой или односложно, старые друзья и занятия, включая школу, ему не интересны;
— одежда может стать неряшливой, среди вещей, в карманах могут появиться баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки.
— он. может увеличить свои денежные расходы или начать воровать деньги, продукты, вещи;
— может появиться нехарактерный запах от одежды и волос — бензиновый, ацетоновый, либо травяной;
— чрезмерная веселость, покраснение лица, необычная жажда и аппетит;
— узкие зрачки, вялость, отрешенность;
— нарушение сна, тревожность;
— стеклянный», либо «туманный» взгляд или налитые кровью глаза.
Надо иметь в виду, что многие признаки можно заметить лишь на первых порах, потом, когда организм привыкает и начинает разрушаться всерьез, внешние признаки видит только специалист.
Как только Вы что-то заподозрили, не стоит нападать на подростка с упреками и «жестокими мерами». Нужен доверительный разговор и самый лучший путь — сразу обратиться к специалисту.
Помогая человеку спастись от наркотиков, следует помнить, что это болезнь, причем очень глубокая, затрагивающая личность, восприятие мира, отношение к нему.
Все это надо знать, потому что самые надежные средства от наркомании — профилактические. Отказ от начала приема — единственно надежный на 100% рецепт остаться здоровым.
Однако, если это случилось, не стоит думать, что никакого спасения теперь нет.
Нужно обратиться в городской детско-подростковый наркологический диспансер (пр. Космический 20, т.: 57-73-16). Здесь Вас проконсультируют и помогут. Вы можете лечиться в стационаре, амбулаторно, анонимно, и при этом, бесплатно.
Врачам можно доверять или нет, но это лучше, чем довериться ходу событий и ничего не делать: события с наркотиками уносят всегда только в одну сторону.

Исполнитель: врач-нарколог Козлова О.Ю.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009