г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Советы родителям
Что должен знать ребенок на момент выхода из семьи PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
30.08.2018 14:01

В любой семье, в том числе и приёмной, наступает момент, когда ребенок переходит к самостоятельной, взрослой жизни. Этот период всегда очень важен как для ребенка, так и для семьи. В психологии такой процесс называется «сепарация» - это естественный жизненный процесс, к которому должны быть готовы и родители и выпускник приёмной семьи.

Начало самостоятельной жизни у молодых людей всегда вызывает двойственные чувства. С одной стороны большинство из них стремятся к независимости и принятию самостоятельных решений, с другой стороны многие из ребят эмоционально не готовы к самостоятельности.

Что же должен знать и уметь ребенок на момент выхода из семьи и как могут помочь им родители:

  1. Подростку важно знать в каком учебном учреждении и по какой специальности он будет учиться. Родители могут помочь ребенку собрать сведения об этом учебном заведении, вместе съездить на «День открытых дверей», пообщаться с педагогами, узнать необходимые номера телефонов и собрать всю нужную информацию.
  2. Будущий студент должен иметь представление о перспективах своей будущей самостоятельной жизни. Понимать, где и на что он будет жить, как будет выстраиваться его ежедневная бытовая и учебная деятельность. Помощь родителей заключается в том, чтобы научить ребенка планировать студенческую жизнь, учитывая возможные варианты развития событий.
  3. Чтобы научиться планировать свой бюджет, родители должны дать возможность подростку самостоятельно распоряжаться карманными деньгами и научить расставлять финаносвые приоритеты.
  4. Момент расставания с семьёй для ребёнка является непростым. Ему необходимо знать как будут выстраиватьcя его отношения с приемной семьей после его отделения. Будет ли у него возможность обратиться за помощью и по каким вопросам? Сможет ли он приезжать и как часто? Продолжает ли он оставаться частью семьи? Все эти вопросы важно обговорить с ребенком и дать ему понять, на что он может рассчитывать в общении со своей приемной семьей.
 
Свобода в воспитании PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
22.05.2018 08:57

Свобода в воспитании

Каждый родитель имеет право видеть своего ребенка счастливым и успешным. Поэтому они стремятся дать все необходимое для развития личности ребенка. Иногда даже в ущерб себе. Некоторые родители идут еще дальше — они предоставляют своему ребенку полную свободу во всем, забывая при этом, что свобода — это не отсутствие границ, не вседозволенность. Свобода — это выбор.

Идеологи свободного воспитания, начиная от Ж-Ж. Руссо, считали, что по своей природе ребенок не способен сделать плохой выбор. Но Ж-Ж. Руссо не жил в наше время, когда ребенка при каждом неосторожном нажатии кнопки ожидает гигабайты мусора, жестокости, обмана, вовлечения в отвратительные темы. И сложно ребенку с его чистой душой разобраться где здесь светлая, а где темная стороны. Настолько обе убедительны.

Родители, оставляя ребенка наедине с самим собой, не понимают, что это не свободное воспитание, это отсутствие воспитания. Одна из целей воспитания — задать ценностные ориентиры, без которых невозможно сделать правильный выбор. Выбор всегда основывается на определенных критериях. И если эти критерии ребенку не заданы, то он будет руководствоваться, повинуясь собственному центру удовольствия.

Две основные ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание:

  • Недостаточная включенность в воспитательный процесс. Родители часто не знают, где и чем занимается ребенок. Ребенок при таком подходе не чувствует опоры, надежности и участия со стороны родителей. Последствием такой ошибки становится убеждение ребенка в том, что всем вокруг все равно.
  • Основное внимание уделяется удовлетворению потребностей ребенка. Ребенок превращается в центр Вселенной, не знающий запретов. Как следствие избалованный, капризный ребенок, не способный адаптироваться в обществе.


При таком подходе полученный результат может быть самым непредсказуемым, но вероятность того, что в будущем такой человек будет успешен крайне мала. Что же делать, чтобы этого избежать?

  1. Научить ребенка делать осознанный выбор. Уметь предугадывать последствия своих поступков и осознанно выбирать необходимую модель поведения. В этом помогут вопросы: "Что ты хочешь получить?", "Какие будут последствия?", "Как ты будешь себя вести, если что-то пойдет не так?" и подобные.
  2. Помочь ребенку освоить социальные правила и нормы. Границы должны соблюдаться и этого можно добиться, объясняя ребенку смысл этих требований. Например, соблюдение гигиенических требований необходимо для сохранения и поддержания здоровья.
  3. Помнить, что родители нужны не для того, чтобы удовлетворять все прихоти ребенка. Не стоит бросать все свои интересы, желания и чувства на алтарь детских "хотелок". Когда родители отстаивают свои потребности, ребенок учиться уважать и учитывать мнение другого.

Важно помнить, предоставляя ребенку свободу, снабдите его компасом (в виде заданных ценностей, правил). Так он с большей вероятностью выберет правильное направление своей жизни.

Статья подготовлена педагогом-психологом Филимоновой Ольгой Михайловной

 
Самоорганизация младшего школьника PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
20.02.2018 11:10

Самоорганизация младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования жизненно важных навыков и умений. В том числе и навыков самоорганизации. Ведь именно младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом в этот период является то, что ребенок переходит к осознанному поведению. Он учится управлять собой, строить свою деятельность, самостоятельно принимать решения. Эти изменения связаны в первую очередь с учебной деятельностью, которая требует соблюдения ряда норм и правил, быть организованным и самостоятельным и т.д. К сожалению, сами собой все эти качества не возникают. Их необходимо воспитывать. Что же необходимо учитывать, чтобы разумно и грамотно воспитывать навык самоорганизации?

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу и заканчивается в 9-10 лет. В этот период в организме ребенка происходят значительные изменения.

Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Тем не менее специфические отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию и контроль поведения еще не сформированы до конца. Именно поэтому младшие школьники не способны длительно сосредотачиваться и легко отвлекаются, очень эмоциональны и возбудимы.

Начало обучения ведет к изменению в социальном положении ребенка. У него устанавливается множество контактов с разными людьми и соответственно и складывается новый тип взаимоотношений с окружающими. Постепенно безусловный авторитет взрослого начинает терять свое значение.

Глубокие изменения, происходящие в развитии младшего школьника, говорят о широких возможностях развития ребенка. А это возможно лишь при активной роли взрослых, которые могут создать оптимальные условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Этот возраст лучше всего подходит для развития, формирования и освоения таких характеристик:

- мотивы учения, развитие познавательных интересов;

- продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

- навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- социальных норм, нравственного развития;

- навыков общения со сверстниками.

Итак, младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. И одним из таких изменений является умение осознанно выстраивать свою деятельность. К концу начального периода обучения у ребенка должен быть сформирован контроль поведения и деятельности; умение анализировать и оценивать самостоятельно свое поведение, внутренний план действий.

И задача взрослого помочь ребенку в этом.

Целеполагание

Как правило, цели ребенку задает взрослый и не всегда они отвечают реальным желаниям самого ребенка. «Ты должен хорошо учиться, чтобы в будущем хорошо зарабатывать» и т.д. Это все чужие цели, ребенку они не нужны. Взрослый должен помочь ребенку увидеть его родную цель. Спросите себя: «Чего я хочу, каким я желаю видеть своего ребенка сейчас и в будущем?» А затем задайте себе другой вопрос: «А чего хочет мой ребенок?».

Знание и понимание того, чем больше всего любит заниматься ребенок и что он получает от этих занятий, помогает определить область его действующих мотивов.

Спросите ребенка, чего он хочет, о чем мечтает. Составьте вместе с ним карту его желаний. Это и будут те мотивы, которые помогут ребенку успешнее справляться с учебной деятельностью.

Как правило, такие желания-цели очень глобальные и далеко идущие. Поэтому их нужно конкретизировать и приблизить к сегодняшнему дню. Разбить на этапы, более мелкие шаги, которые ребенок будет совершать ежедневно, чтобы приблизиться к своей цели. Обязательно эту цель привязать к учебной деятельности. Каких конкретных результатов он должен достичь, чтобы приблизиться к цели. Эта цель должна быть всегда перед глазами.

Планирование

Но цели это еще не все. Цели можно ставить долго и упорно, но если при этом ничего не делать, то ничего не изменится. Для достижения цели нужны ежедневные, пусть небольшие, действия. Поэтому вторым этапом должно стать планирование. День современных детей зачастую насыщен и даже перегружен. Он многое забывает и не успевает. Он не понимает, когда нужно начать выполнять, то или иное дело и сколько времени оно может занять. Он не знает, в какой последовательности выполнять дела. Что он должен сделать сегодня, завтра, в течение недели. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. У ребенка совершенно иные представления о времени. День для него длится бесконечно долго и он уверен, что все еще успеет. Поэтому нужно учить ребенка планировать свой день, неделю.

Побуждать к планированию могут, например, такие фразы: «В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу», взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием.

Принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять. Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане. Планировать можно и нужно не только учебные, но и бытовые, повседневные действия.

Как показывают многочисленные исследования, на занятие затрачивается именно столько времени, сколько было запланировано. Поэтому нужно определять конкретное время, в которое ребенок должен уложиться.

После того, как все дела спланированы и записаны, их нужно выполнить.

И здесь важным качеством выступает такой навык как самоконтроль. Самоконтроль проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их.

Если у младшего школьника есть проблемы со вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы.

Прием «Найди мои ошибки»

Взрослый пишет небольшие тексты с множеством грубых ошибок. Ошибки должны быть на правила, которые известны ребенку. Можно использовать не только орфографический, но и математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть которых неверна.

Ребенок играет роль учителя: красным карандашом исправляет найденные ошибки.

После того как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, ему можно предложить взять на себя роль взрослого и самому списать какой-то текст и сделать в них побольше ошибок. Ребенок пишет текст и оставляет на несколько дней, затем проверяет собственную работу.

На третьем этапе формирования самоконтроля, после того, как будут хорошо отлажены приемы проверки, можно поручить ребенку, проверить собственное домашнее задание.

В повседневных делах тоже есть разные игровые способы, формирующие навыки самоконтроля. Например, игра «Убить дракона». Ребенок рисует с левой стороны себя, справа дракона. Между ними линию из квадратов, число которых соответствует числу запланированных дел. По мере выполнения дел, ребенок зачеркивает квадратики и когда ему удалось выполнить все дела, дракону голову с плеч.

Отличными помощниками в формировании контроля выступают некоторые внешние средства. Часы имеют очень большое значение при организации работы без отвлечений. Также правильно организованное пространство, рабочее место. На столе не должно быть никаких отвлекающих факторов, только те предметы, которые необходимы в данный момент времени.

В идеале все эти рутинные дела должны быть доведены до автоматизма. Это позволит упорядочить хаотичное поведение ребенка. Не нужно пытаться организовать все и сразу, важно определить одну сферу и начать развивать ее. Можно начать с утренних сборов в школу.

При усвоении навыков самоорганизации не стоит рассчитывать на быстрый успех, важно запастись терпением и последовательно отрабатывать детали. Непременным условием воспитания самоорганизации является похвала и поощрение. За любое старание ребенка нужно хвалить и обязательно поощрять за конкретные достижения, выполнения намеченных целей и планов.

Но самое главное - ребенку необходим личный пример. Если родители сами не ставят для себя цели, не планируют и не контролируют их выполнение, то все усилия по внедрению целеполагания и планирования в жизнь ребенка обречены на провал.

Статья подготовлена педагогом-психологом Филимоновой Ольгой Михайловной

LAST_UPDATED2
 
Игры и упражнения для летнего досуга детей PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
22.06.2016 06:30

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам игры и упражнения, которые помогут организовать досуг детей на прогулке с пользой и удовольствием, а также будут способствовать развитию памяти, мышления, воображения вашего ребёнка.

Лейка. Можно купить готовую или сделать ее из пластмассовой бутылки, проткнув в крышке несколько дырочек. Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.

Мыльные пузыри. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком.

Рисунки на асфальте цветными мелками. В процессе игры можно научить ребенка читать и считать. Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами.
Мяч. Можно поиграть в футбол, прыгать через мяч, бросать в кольцо, "кто дальше", "кто выше". Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить). Можно играть в игру "съедобное - несъедобное". Съедобное - ловим, несъедобное - отбиваем.
Кормим птиц. Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их,  то левой, то правой рукой. Это занятие развивает мелкую моторику ребенка. Кормление птиц прививает нежность и заботу, учит любить природу. Еще это интересно и познавательно - ведь ребенок сможет наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие - пугливые.

Рисуем на природе. Краски вокруг нас. Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет

Обруч. Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку, обруч можно подбрасывать, катать,   использовать в различных играх.

Прыгалки. Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.
Собираем сокровища. Это могут быть камешки, листики, палочки, шишечки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки. Дома этот "клад" можно использовать для творчества.

Наблюдаем за машинами. Выйдя из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг. вы видите проезжающие мимо машины - ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете машины, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории.

Рассматриваем травку, листья, деревья. Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.

Наблюдение за облаками. Увидели на небе облака - понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.

Игры в песочнице. Пересыпайте песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. Игра с песком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.
Рисуем на земле палочкой. Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
Сосчитай. На прогулке можно заняться математикой, считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.

Изобрази животное. Изображайте вместе с малышом "кто как ходит".  Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.

Прогулки под дождем.

Если ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт - и скорее на улицу. Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, по листве, по дорожкам, лужам, смотреть как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи-потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете. Можно бросать в лужи камешки, палочки, листья и наблюдать за брызгами: какие тонут, а какие - нет. Пусть впечатления, полученные на прогулке, послужат вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, как подскажет вам ваша наблюдательность и фантазия. Разговаривайте больше с малышом, ведь в процессе общения формируется его мировоззрение. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку узнавать что-то новое, сочинять, думать.

По материалам интернет-источников подготовила С.Н. Колесникова

 
Чем занять ребёнка летом? PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
22.06.2016 05:28

Все мы ждем наступления жаркого лета.  Но вместе с тем для родителей лето - это сильная головная боль в поисках ответа на вопрос «чем занять ребенка летом». Просидеть все летние месяцы у компьютера или телевизора – очень плохая идея. Давайте рассмотрим варианты, как можно провести лето с наибольшей пользой:

1. Отдых на море. Многие семьи отправляются летом на черноморское побережье или даже за границу, чтобы отдохнуть от суеты и поправить здоровье. Конечно, это новые впечатления, но такая поездка не решает вопрос занятости вашего ребенка в свободное время. Вряд ли он будет рад пролежать весь день на пляже или праздного времяпровождения в отеле. Вам следует заранее подумать о том, чтобы в программе вашего отдыха присутствовали увлекательные и познавательные экскурсии, развлекательные мероприятия и т. п. Самым лучшим вариантом будет выбор отеля, в котором помимо всего прочего предлагается регулярные культурные, познавательные и развлекательные программы для детей.

2. Отдых на даче. Дачный участок – это не только уединение от повседневных забот в родном и уютном месте наедине с природой. Это возможность привлечь ребенка к посильной работе, помощи взрослому. Превратить вашего ребенка в убежденного огородника у вас вряд ли получится, однако помимо ухода за грядками вы можете организовывать другие интересные занятия. Это может быть веселый полив из шланга, купание в речке, походы в лес за грибами или ягодами, устройство бассейна или искусственного водоема, изготовление и установка различных фигурок для огорода, например чучело. Показывайте маленькому непоседе, что вы доверяете ему и надеетесь на его помощь, и ребенок будет стремиться ответственно выполнять ваши задания.

3. Город. Чтобы ограничить пребывание ребенка у телевизора и играми за компьютером, давайте ему мелкие домашние поручения — протереть пыль, прогуляться с собакой или вынести мусор (под вашим присмотром). Детям очень нравиться заниматься любым видом продуктивного творчества. Можно лепить из соленого теста и потом разукрашивать получившиеся фигурки. Ваш малыш будет в восторге от полученного результата. Летом также можно посещать музеи, выставки или спектакли. Лето – хорошее время, чтобы начать занятия в какой-нибудь секции. Ребенок не только будет развиваться физически, но и значительно расширит круг своего общения, что очень хорошо повлияет на его коммуникативные способности и поможет ему в дальнейшей жизни находить общий язык с другими людьми.

Отдыхайте вместе со своими детьми! В этом случае у вас точно получится организовать отдых приятно и полезно. Все дети стремятся открывать что-то новое и не любят скучать, поэтому вы должны хорошо подумать, как обычные дела превратить в увлекательные и познавательные игры, которые за лето сделают вашего ребенка сильнее, больше и умнее. Приятного отдыха вам и вашим деткам!

 

По материалам интернет-источников подготовила методист С.Н. Колесникова

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Создание сайта: ITB-company. 2009