г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Развитие навыков общения детей с нарушением интеллекта PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
13.04.2016 12:04

В настоящее время детям с нарушением интеллекта уделяют особое внимание. Органическое поражение мозга приводит к нарушению познавательной деятельности (восприятие, память, внимание, мышление).

Состояние таких детей нередко бывает осложнено недоразвитием слуха и моторики, что приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Это отрицательно влияет на формирование и развитие навыков общения. Самой распространенной формой общения является диалог. Дети с нарушением интеллекта редко проявляют инициативу в общении. Из-за нарушения познавательной деятельности эти дети почти не интересуются окружающим, у них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Не все умеют поддерживать диалог, что обусловлено рядом особенностей, характерных для их речевой деятельности.

Затруднения при диалогической речи связаны с тем, что каждый из собеседников в процессе диалога должен неоднократно переходить с позиции говорящего на позицию слушающего. Следовательно, участвуя в диалоге, ребенок должен быстро и многократно изменять свою речевую деятельность. Свойственная данной категории детей инертность нервных процессов и реакций на воздействия осложняют переходы с «говорения» на «слушание» и наоборот. Поэтому они, в ряде случаев, не отвечают на обращения взрослого, не поддерживают возникающую беседу. Кроме того, каждый участник диалога должен уметь соотносить содержание своих высказываний с высказываниями собеседника, постоянно следить за развертыванием мысли собеседника,  за его вопросами или репликами. Детям с нарушением интеллекта трудно концентрироваться, особенно при наличии побочных зрительных или слуховых раздражений, которые отвлекают их. В этих случаях они забывают, о чем они только что говорили, или перестают слушать собеседника. Восприняв лишь часть из сказанного, дети не могут поддерживать беседу.

Трудности в организации беседы бывают связаны еще с тем, что дети часто уклоняются от разговора. В ответ на вопрос взрослого они молчат, иногда при этом напряженно шевелят губами, как будто не в силах начать говорить. В других случаях - отвечают «Не знаю». Многие дети сопровождают свою речь жестами, которыми пытаются дополнить или пояснить свое высказывание.

Для ребенка важен и сам процесс участия в общении, и понимание сути того, о чем идет речь. Построить диалог в знакомых, бытовых ситуациях детям достаточно легко. Общению в малознакомых, новых ситуациях необходимо обучать. В качестве основы обучения используются ролевые игры, анализ жизненных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления. При обучении навыкам общения, определяется объем, последовательность, содержание тем, в том числе, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности.

Например, рассмотрим работу по изучению темы «Одежда». Первый шаг - работа со словарем: знакомство с названиями одежды, понятиями зимней, летней, спортивной, праздничной одежды и т.д.; пояснение, когда, что и как нужно носить. Для этого можно использовать лото с названиями одежды. Для правильного употребления слов, недостаточно их только хорошо запомнить. Они должны быть включены в речевые системы и соотнесены с ранее усвоенными словами.

Следующим шагом будет составление предложений с новыми словами, их включение в речь. С успехом используются следующие задания: составление рассказов по картинкам; описание людей, предметов, действий. Затем можно включать в процесс обучения дидактические игры. Для изучения темы «Одежда» используется игра «Одень куклу». Дается задание - помоги кукле одеться. Для выстраивания диалога по изучаемой теме ребенку задаются стимульные вопросы: «Куда собирается кукла? Какую одежду мы выберем для нее? Что оденем сначала?» Если кукла бумажная, то одежду для нее можно самим нарисовать и вырезать. Совместная деятельность обогащает опыт общения. Потребность использования новых слов обуславливает их включение в речь ребенка.

Создание жизненных ситуаций - более сложный способ формирования навыков общения. Например, можно смоделировать ситуацию покупки одежды с помощью игры «Магазин одежды». До начала игры полезно сходить с ребенком на экскурсию в настоящий магазин, обращая внимание на все детали: интерьер, одежду, мебель, освещение и т.д., а особенно на поведение и речь продавцов и покупателей. Дома легче будет включить ребенка в игру и создать подобную ситуацию. Периодически можно меняться ролями, обязательно хвалить детей, поощрять их активность, учить взаимодействовать со всеми участниками игры. Важно также менять условия, чтобы дети учились ориентироваться в различных ситуациях. В ходе игры необходимо акцентировать внимание на культуре поведения участников (поздороваться, правильно задать вопрос, вежливо ответить). Детям с нарушением интеллекта полезны специальные упражнения для овладения базовыми навыками общения: приветствие взрослого, сверстника; вежливое обращение к ним в различных ситуациях; оказание и принятие помощи, выражение благодарности за помощь или услугу; умение отказать в адекватной форме (Я не пойду с вами, уходить далеко от дома опасно). Такие упражнения требуют многократных повторений.

Аналогично можно обыгрывать ситуации покупки продуктов, поездки в транспорте, посещения больницы, парикмахерской и т.д. Обучение навыкам общения строится примерно в такой последовательности: изучение новых слов; составление предложений, включающих новые слова; создание ситуаций по теме, требующих использования новых слов. Если уровень развития ребенка позволяет, то ему дается задание на описание ситуации, в ходе выполнения которого, он будет включать в свою речь изученные слова.

Для обогащения активного словаря детей рекомендуется использовать игры и упражнения. Например, детям раздаются наборы картинок с изображениями зверей: заяц, лиса, белка, волк; фруктов: груша, яблоко, слива; мебели: стол, стулья, шкафчики. Сначала дети составляют предложения, которые являются ответом на вопрос: «Кто изображен на картинке?» или «Что изображено на картинке?» Затем звучит начало предложения: «В лесу живут...» Продолжают это предложение те дети, у кого картинки с изображением зверей: «В лесу живут белки, лисы, зайцы, волки». Точно так же составляются предложения: «В саду поспели груши, яблоки, сливы»; «В школу привезли столы, стулья, шкафчики». После этого важно, чтобы дети назвали обобщающие слова и составили с ними предложения: «В лесу живут звери: волки, лисы, зайцы»; «В школу привезли новую мебель: столы, стулья, шкафчики». В процессе составления предложений можно учить детей правильно связывать слова между собой, употреблять предлоги, падежи, числа, род: «В саду растет много фруктов: груши, яблоки, сливы»; «В лесу живет много зверей: зайцы, белки, ежи.» и др.

Общаясь в игре, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют ее замысел и содержание. Активный словарь выполняет организующую функцию, содействует взаимопониманию и укреплению дружбы между детьми. Игровые действия побуждают ребенка обращать внимание на речь, ее выразительность, помогают регулировать собственное поведение в ситуации общения: проявлять уважение к собеседнику, соблюдать правила и требования речевого этикета. Играя, выполняя разнообразные практические задания, дети учатся вслушиваться в смысл сказанного; точнее формулировать и выражать свои мысли; исправлять речевые ошибки; преодолевать речевую замкнутость.

Одним из условий успешного развития навыков общения ребенка с нарушением интеллекта является наличие широких социальных контактов. Родители таких детей часто ограничивают общение ребенка, опасаясь, что его отношения не сложатся. Ребенок не умеет знакомиться, устанавливать контакты. Словарный запас его беден, высказывания  шаблонны, речь однообразна, неточна. Все это создает трудности в общении ребенка с другими людьми: окружающие не понимают, избегают его, что может стать причиной развития депрессивного состояния.

В развитии навыков общения могут помочь родители: учить устанавливать контакты с детьми разного возраста, взрослыми; разговаривать с ними; задавать вопросы и отвечать на них; вести беседу. Например, научить здороваться с детьми; спрашивать, можно ли поиграть вместе с ними; обмениваться игрушками и т.д. При этом важно показать разнообразные интонации, доброжелательность. Сначала можно не просить ребенка все повторять. Достаточно того, что он будет слушать и запоминать. Потом необходимо помочь ребенку вступить в диалог, находясь рядом, поддерживая его, побуждая общаться: «Спроси, можно ли тебе поиграть с детьми; попроси разрешения посмотреть его игрушку, предложи ему свою машинку, книжки» и т.д. Такая подсказка сначала вполне оправдана, потом ребенок сам научится задавать подобные вопросы. Хорошо, если родители познакомят ребенка с детьми, которые гуляют обычно рядом с ним. Поощряйте желание самостоятельно познакомиться, участие в совместных играх с детьми (катание машинок, «выпечка» пирожков из песка, игра в мяч, катание с горки и т.д.).

Во многих семьях сохранилась традиции: общесемейные обеды, пироги по воскресеньям или чаепитие со сладкими пирожками в субботу, чтение сказок по вечерам или рассказывание интересных историй, семейное рукоделие, создание домашнего театра, выращивание цветов, коллекционирование камней, марок и т.д. Сохранение семейных традиций способствует развитию навыков общения.

Например, читая ребенку перед сном стихи, можно предложить ему договаривать последние слова в каждой строке, читать по ролям:

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

(К. Чуковский)

- Кто живет под потолком?

- Гном.

- У него есть борода?

- Да.

- И манишка и жилет?

- Нет.

(Саша Черный)

Важно также создать такие условия для прослушивания записей художественных произведений, в которых часто используются одни и те же фразы.

Ребенку с нарушением интеллекта для развития навыков общения полезно ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и участвовать в них по мере возможности. Например, начать можно с приглашения детей на день рождения ребенка. Дети будут благодарны взрослым, если те проявят творчество при подготовке и проведении праздника. Интересны игры в поиске клада (подарка): дети, по заранее заготовленной карте, (схематичное изображение дома, двора), отгадывая загадки, ребусы, находят его. Украсят комнату воздушные шары разных размеров и цветов; стенгазета, в которой представлены фотографии именинника с момента рождения до празднуемой даты. Поскольку дети любят двигаться, им тяжело сидеть долго за столом, то лучшим продолжением праздничного чаепития будут подвижные игры (прятки, сбивание кеглей, строительство самой высокой башни, метание в цель). Замечательно, если имеется возможность поиграть с детьми во дворе («догонялки», веселые эстафеты).

Постепенное расширение круга знакомств позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, найти друзей по увлечениям, интересам. С целью укрепления взаимоотношений детей, важно постоянно создавать ситуации совместных переживаний: просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, походы в музей, на выставку, в лес.

Таким образом, в целях развития у ребенка с нарушением интеллекта навыков общения, необходимо постепенно расширять круг знакомств; учить его вести диалог, беседу; устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Информация подготовлена учителем-дефектологом Г.А. Петлиной

 

 

Создание сайта: ITB-company. 2009