г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Что делать родителям, если у ребенка двигательная расторможенность (гиперактивность) PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
09.11.2015 09:44

Уважаемые родители! Продолжаем знакомиться со способами решения возникающих проблем. Сегодня познакомимся с признаками гиперактивных детей и практическими рекомендациями.

Что делать родителям, если у ребенка двигательная расторможенность (гиперактивность)

В последние годы от родителей все чаще можно слышать: «Мой ребенок – гиперактивный». Ваш приемный ребенок – живой и активный? Кто-то может подумать: что же тут плохого? Все дети неугомонны, не любят сидеть на месте, быстро утомляются, упрямятся. Если причина кроется в повышенной энергетике, то такой случай не требует специального вмешательства, хотя жалоба родителей (или учителя) совершенно понятна: ребенок, в самом деле, трудно управляем, подобное поведение не всегда удобно для взрослых, но речь не идет о гиперактивности. На самом деле, главное отличие активного от гиперактивного ребенка заключается в том, что первый дает выход скуке, и стоит заинтересовать его, он может сосредоточиться, отреагировать на просьбу помолчать, его можно уговорить посидеть спокойно. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни наказания. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых.

Среди воспитанников детских домов и школ-интернатов очень много гиперактивных детей. Чаще всего это связано с асоциальным поведением матери во время беременности – не соблюдение требований врача, режима питания и прогулок, алкоголь, курение, наркомания. Все это приводит к внутриутробной гипоксии (кислородное голодание плода), а в итоге – к органическим поражениям головного мозга, которые проявляются, в том числе, в гиперактивном поведении ребенка. Поведение ребенка с гиперактивностью носит хаотичный характер. Например, ребенок взял машину, через две минуты бросил ее и переключился на мяч, затем начал играть в кубики и, не построив фигуры, снова взял мяч. В отличие от повышенной энергии гиперактивность – это, безусловно, отклонение в развитии, требующее медицинской, специальной психологической, а порой и дефектологической помощи.

Признаки гиперактивного поведения:

- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, учитель жалуется, что он вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.

-  Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно.

- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

-   Ребенок всегда нацелен на движение, часто бывает болтливым.

-  Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.

- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

- Ребенок плохо понимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя иногда может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.

Вам кажется, что ваш ребенок относится к числу гиперактивных? Вы можете проверить это: о гиперактивности можно говорить в случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ:

- продумать систему самых необходимых и достаточных требований, предъявляемых ребенку;

-  свести количество запретов к минимуму, например, можно повесить над письменным столом ребенка плакат с тремя зонами: зеленая, красная, желтая. Красная – что категорически запрещается делать ребенку, зеленая – что можно делать, желтая – что можно делать с разрешения родителей. В соответствующей зоне можно записать словами ограничения для ребенка или взаимные договоренности, например, в красной зоне – «уходить без разрешения», в зеленой – «шить на швейной машинке»; в желтой – «играть в компьютер»;

-   мелкие нарушения желательно оставлять без внимания;

-   круг правил поведения, усваиваемых ребенком, расширять постепенно;

- нельзя пользоваться обобщенными фразами, поручения ребенку должны даваться конкретно, например: «Уберись на своей полке», «Сложи вещи на стуле», избегать фраз типа «Уберись в своей комнате»;

-    помочь выбрать ребенку занятия в различных кружках и секциях;

-    обратиться к психологу.

Не ждите быстрых изменений в поведении ребенка. Но если выполнять выше указанные рекомендации, значительно уменьшится количество конфликтных ситуаций с ребенком.

Следите за выходом новых модулей по теме:
- «Что делать родителям, если в семье возник конфликт между приемными и родными детьми»,
- «Что делать родителям, если в доме поселилась ложь».

Статья подготовлена педагогом-психологом Пономаревой Надеждой Александровной по материалам программы работы с замещающими родителями Саратовской области.

 

 

Создание сайта: ITB-company. 2009