г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Что делать родителям, если у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
05.11.2015 09:02

Уважаемые родители! Продолжаем знакомиться со способами решения возникающих проблем. Сегодня в этом нам поможет материал по работе с детьми, имеющими СДВГ.

Что делать родителям, если у ребенка синдром дефицита внимания
с гиперактивностью

Гиперактивность, как правило, сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВГ). СДВГ – это медицинский диагноз, поставить который может только врач после проведения диагностического обследования. Черты, характеризующие синдром дефицита внимания, обычно таковы:

-  Ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).

-  Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

-   Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, еще труднее для него – удерживать инструкцию в памяти и придерживаться ее.

- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (неважно – простой или сложной, например, построить дом из кубиков или написать школьное сочинение).

- У ребенка снижены объем и концентрация внимания (может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, чрезвычайно повышена отвлекаемость), поэтому ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

-  Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку или варежки, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.

-     Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

-     Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Часто СДВГ сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения в развитии ребенка является дефект внимания. Такие дети часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональная напряженность, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе, приводят к тому, что у них легко формируются и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему, что связано со школьным обучением.

Благополучное личностное развитие детей с СДВГ напрямую зависит от того, насколько окружающие его взрослые способны понять его трудности, возникающие из-за его болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности. Необходима своевременная медицинская и педагогическая поддержка. Для лечения синдрома, в первую очередь, применяются препараты, влияющие на обменные процессы в ЦНС и стимулирующие созревание тормозных и регулирующих структур мозга. Выбор препарата и терапевтических доз строго индивидуален и осуществляется только по рекомендации врача. Грамотные педагогические воздействия могут успешно скорректировать последствия неблагоприятного биологического фактора, приводящего к проблемам в школьном обучении. А родителям важно помнить о добром и внимательном отношении к проблемам и особенностям развития своего ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ:

-   Продумать систему доступных для ребенка задач, чтобы он мог достичь успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью можно использовать игровую и практическую деятельность, приобщение неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность поможет учащимся понять ценность знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

-   В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю», – для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

-   Если есть возможность, выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Ребенок с СДВГ сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

-    Отвлечь ребенка от капризов, переключив его внимание на что-то другое, задав неожиданный вопрос, отреагировав неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). Можно сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

-      Поддерживать дома четкий распорядок дня.

-     Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

-     Не запрещать действия ребенка в категоричной форме.

-     Не приказывать, а просить, не переходя на заискивание.

-  Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

-   Автоматически, одними и теми же словами, нейтральным тоном повторять многократно свою просьбу.

-    Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

-   Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

-    Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Надеюсь, данные рекомендации помогут Вам в профилактике и коррекции проблем с ребенком.

Статья подготовлена педагогом-психологом Пономаревой Надеждой Александровной по материалам программы работы с замещающими родителями Саратовской области.

 

 

Создание сайта: ITB-company. 2009