г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Что делать, если ваш ребёнок агрессивен PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
15.10.2015 11:46

     Проявления агрессивности в той или иной мере встречаются почти у всех детей как следствие недостаточной произвольно­сти поведения и несформированности моральных норм. В усло­виях неправильного воспитания эта особенность может закре­питься и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения. По отношению к сверстникам агрессивность продолжает оста­ваться распространенным типом реагирования на протяжении всего детства.

В психологии различают так называемые инструментальную и враждебную агрессии.

    Вторая имеет своей непосредственной целью причинение стра­дания и у детей встречается довольно редко. Инструментальная агрессия сопровождает действия, направленные на достижение некой нейтральной цели. Большинство агрессивных проявлений детей оказываются инструментальными и сосредоточиваются вокруг предметов: дети пытаются отнять друг у друга игрушки и лакомства, либо активно защищаются от таких попыток. В подоб­ных ситуациях агрессивность, если она не выходит за разумные пределы, играет даже положительную роль. Она выступает неотъ­емлемым элементом борьбы ребенка за свои права, за достиже­ние желаемого результата.

     Однако, если ребенок избирает исключительно агрессивную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, по­скольку для успешного существования в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное сотрудничество. Если же ребенок с помощью простейшей  стратегии - враждебных и насильственных действий - неоднократно добивается успеха, то он теряет интерес к освоению более конструктивного поведения. Агрессивность таким образом закрепляется, и взрослеющий человек приобретает "ореол" недоброжелательности и неуживчивости.

     Хотя уровень агрессивности детей  зависит от  конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные разли­чия в склонности к агрессивному поведению. Например, рожде­ние нового ребенка в семье или развод родителей могут вызвать временное усиление агрессии. Но агрессия, которая сохраняется более нескольких месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка восприни­мать действия другого как враждебные может быть частью пороч­ного круга, в котором подкрепляется и усиливается агрессивность. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате такой ребе­нок часто сам подвергается нападкам со стороны других детей, и его уверенность во враждебности намерений других укрепля­ется.

Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий, к которым можно отнести авторитарный стиль воспитания, недо­статки нравственного воспитания, деформацию системы ценно­стей в семейных отношениях и т. п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивных действий.

Отрицательное влияние на детей и подростков оказывает также некритическое восприятие некоторых кино- и видеофильмов,в которых агрессивное поведение персонажей преподносится как образец мужества и силы. Например, некоторые средства массовой информации возводят агрессивность на высшую ступень поведен­ческих реакций человека.

     Как же преодолеть агрессивное поведение у ребенка? Как реагировать на поток агрессии в свой адрес? Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания: формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, навыков межличностных отно­шений.

Попытайтесь ответить на вопросы:

-     Что стоит за агрессивностью?

-    Почему он так себя ведет?

-    Уверен ли Ваш ребенок в том, что единственный путь получить желаемое — это вести себя агрессивно, или таким обра­зом он старается наказать того, на кого рассердился?

-    Думает ли он, что именно так должен вести себя человек?

-    Расстроен ли он потому, что не имеет достаточного опыта для получения необходимого, и не является ли это поведе­ние следствием расстройства или насилия?

     Простые попытки видоизменить поведение не решат эту проблему. Помните, что только через наше поведение и отношения с детьми мы можем  уравновесить негативное  влияние окружающей среды и сформировать у них адекватные способы реагирования на различные ситуации.

     Одной из самых частых причин агрессии ребенка является агрессивное поведение по отношению к нему родителей или дру­гих взрослых. Физически наказывая ребенка, родители должны понимать, что они демонстрируют свое агрессивное поведение по отношению к нему. Активная вербальная, т. е. словесная, агрессия (оскорбления и т. п.) провоцирует аналогичное поведение у ребенка. Поэтому избегайте применения силы в ответ на агрессивное пове­дение, как и нарастания агрессии, пасуя перед ней.

Вместо этого важно признать необходимость поиска путей реше­ния: «Я вижу, что это действительно важно для тебя. Когда ты захочешь попросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим».

    Если ребенок обижает других, покажите ему, что Вы понимаете его чувства, (он может быть обижен, расстроен), но хотите знать причину, т. к. мыслей Вы читать не умеете. Когда Вы обнаружите, что беспокоит ребенка, успокойте его, скажите, что все в порядке, что Вы разделяете его обиду и поможете найти выход из создав­шегося положения.

Другой причиной агрессии в детских коллективах или семьях, где воспитывается более одного ребенка, является осознанное или неосознанное выделение или противопоставление одного или нескольких детей остальным. В данной ситуации, если это возможно, старайтесь объединять детей обращением «ребята». Старайтесь отметить положительные и интересные стороны каж­дого, при этом, не выпячивая недостатки одного и достоинства другого. Если в данный момент по отношению к кому-либо из детей Вам трудно это сделать, ответьте себе на вопрос: что мне нравится в этом ребенке?

Другой компенсацией недостатка внимания для ребенка будет наличие у него в классе определенных обязанностей и различных поручений, которые дадут ему возможность ощутить свою зна­чимость и позволят предупредить агрессию.

     Учитесь прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откро­венность. При этом важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние, будучи в этом примером для своего ребенка (я сержусь; мне обидно и т. п.).

Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: например, злиться может любой человек. Здесь важно помочь детям выбрать форму поведения, которая выражала бы их чувства, не обижая окружающих.

    Если на Вас обрушилась агрессия ребенка, необходимо постараться ощутить свою уверенность, помня о том, что в основе агрессивного поведения лежит внутренняя неуверенность. Затем спокойным тоном попытайтесь «самортизировать» ситуацию:«Я вижу, что ты сейчас сердишься. Но в таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я пред­лагаю тебе успокоиться».

     Ваш спокойный тон «охладит» ребенка, и Вы почувствуете себя более уверенно в данной ситуации. Рекомендуем Вам действовать в технике «заезженной пластинки». Спустя некоторое время, когда страсти улягутся, Вы можете подойти к решению проблемы более конструктивно. Попробуйте сами, а также вместе с ребенком освоить правило действовать в таких напряженных ситуациях не путем оскорблений или даже рукоприкладства, а с помощью методов, более приемлемых социально и морально.

    Помните, что агрессия — это естественный процесс, сопро­вождающийся выбросом большого количества энергии. Следова­тельно, Ваша задача направить эту энергию в другое русло (например, стереть с доски). Для ребенка таким вариантом реаги­рования может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать какие-либо палки и т. п. Можно завести для этой цели какую-либо подушку или другой предмет, на который ребе­нок сможет направить свою агрессию.

Если Вы не можете сами справиться с агрессивностью вашего ребёнка, обратитесь в наш Центр. Квалифицированный психолог поможет решить вашу проблему.

 По материалам интернет - источников подготовила педагог-психолог А.А. Баклушина

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009