г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Почему у ребёнка снижается мотивация к обучению. PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
27.08.2015 06:07

СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Уважаемые родители!

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других — по разным причинам утрачивается со временем. В новой школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к обучению — надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Мы поговорим о детях без пато­логии, с интеллектом возрастной нормы, о детях, которые могут успешно учиться, но почему-то не хотят.

Большая ошибка родителей — полагать, что ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность - это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т. е. умением ребенка подчи­няться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребенку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребенка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него появляется уме­ние преодолевать себя.

Нельзя сбрасывать со счетов и биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Важно знать, сфор­мирована ли рука. Проверить это можно, попросив ребенка ста­вить точки в клеточке. В норме за 1 минуту ребенок проставляет 70 точек. Если результат ниже, вполне возможно, что рука еще не окостенела. Родители могут сделать рентген кисти ребенка, чтобы удостовериться, так ли это. Что касается зубов, то к моменту по­ступления в школу у ребенка должны смениться 4 передних зуба (2 внизу и 2 вверху). Биологически не созревшего ребенка лучше в школу не отдавать — проверено опытом. Представьте, сколько проблем возникнет, если рука не готова к письму: ребенок будет плохо писать, быстро уставать, а родители вкупе с учителями - «истязать» его написанием палочек. Где гарантия того, что дитя не начнет тихо ненавидеть школу? Сколько бы ни наблюдали за шестилетками в первом классе, специалисты убеждаются, что они гораздо хуже, нежели семилетки, адаптируются к обучению.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В совместной игре ребенок учится следо­ванию определенным правилам, выработке деловых контактов - подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей, необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой не­успеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе — это:

  • заниженная мотивация к обучению;
  • интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу:
    • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
    • несформированность учебной деятельности;
    • неумение действовать по инструкции взрослого;
    • отсутствие способности к поиску разнообразных способов дей­ствия.

Сформировать мотивацию к обучению - это не просто "заложить»  готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них  такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст - благоприятный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учеба будет для школьника трудным и малоприятным делом.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться; 2) ошибки воспитательного характера.

Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специаль­ность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интере­сует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не при­учили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учебу и не­взлюбить.

С точки зрения взрослого — все просто, а с точки зрения начинающего школьника - все сложно и трудно: и  стихи учить, и  палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков - это следствие несформированности тех психоло­гических механизмов, которые необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные оценки из-за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой. Бывает, что из-за частых пропусков у ребенка возникают пробелы в знаниях, умениях, навыках, причем это касается не только учебы, но и общения, и поведения.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни - что после этого для него переживания по поводу оценок и учебы вообще?!);

  • отсутствие четкой организации  жизни  ребенка, безнадзор­ность в быту;
  • нарушение единства требований к ребенку;
  • неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;
    • завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка: усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;
    • «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).

Рекомендации родителям

Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребенка за отсут­ствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребенка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учебы и школы.

Помните, что ребенок сменил ведущую деятельность с игро­вой на учебную. Эта новая и непривычная деятельность, в кото­рой ребенок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать вни­мания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уде­лять повышенное внимание. Неправильные методы приводят к неуспешности и  чреваты потерей мотивации к обучению.

Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Понятно, что дел у каж­дого много — и дома, и на работе. Но если в доме появился ученик,  откажите себе в просмотре телевизора, чтении интересного журнала, болтовне по телефону. Уделите время ребенку. Мало ли чего он не понял в школе!  Раз не понял, два не понял, а затем отставание со всеми вытекающими последствиями.

Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться.

Учитель ведет фронтальное обучение с 30-35 учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться на основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Однако даже родители, которые всей душой стараются помочь детям, часто допускают ошибки.

Кроме того, распространенной ошибкой является то, что роди­тели имеют одни представления и требования, а учителя — не­сколько иные. Родитель, говоря ребенку «Молодец, хорошо!», сравнивает только успехи своего ребенка — вчера было плохо, сегодня чуть-чуть лучше. Учитель ту же работу ученика оценит как «плохо», ориентируясь на средний уровень класса, т. е. на усредненную норму. В итоге получается, что родители хвалят, а учитель ругает, и ребенку в таких условиях трудно определить критерий: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Во избежание подобных случаев родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага — учителя (мама хорошая — хва­лит, учитель плохой — ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Психоаналитики, изучая семейное воспитание, проанализировали различия детей по степени выраженности мотива к дости­жению успеха. Аткинсон Дж. и Макклеланд Д. пришли к выводу, что этот мотив складывается  из двух: стремления  к успеху и избежания неуспеха. При низкой мотивации к обучению ребенок предпочитает не добиваться успеха, а избегать неудач. Экспе­риментаторы доказали, что высокая мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении

требований, относились к ним с теплотой, любовью и пони­манием. И, напротив: в семьях, где процветали жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался мотив избежания неудачи.

Важно помнить, что в жизни многое важнее, чем академиче­ская успеваемость. (Можно прожить со средними знаниями и быть личностью.) Куда хуже, когда нет позитивного самовосприя­тия, самооценка заниженная, а значит, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности — попробуйте с таким бага­жом выжить и добиться жизненного успеха! К сожалению, при равнодушном подходе современная школа убивает личность весьма искусно.

Имея порой хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. Просто так усилий вообще прилагать не хочет, за деньги - другое дело. При этом борется ученик не за знания, а за оценку, что совсем не одно и то же. Иногда он просто донимает преподавателей, выклян­чивая балл повыше. Процесс познания весьма условный.

Мнения по поводу таких методов поощрения и стимулиро­вания детей за хорошую учебу разные. Для американского мен­талитета платить за учебу — явление вполне нормальное и часто используемое. Для нас это непривычно. И трудно советовать такой способ. Это все-таки палка о двух концах. Где гарантия, что впоследствии ставки не будут возрастать? Где уверенность в том, что ребенок спустя какое-то время бесплатно и книгу в руки не возьмет?

Конечно, поощрения нужны. Может быть, лучше всеми силами пытаться привить интерес к познанию? В качестве поощрений, вместо меркантильных, можно рекомендовать совместные походы с ребенком, экскурсии в зоопарк, цирк, кинотеатр и т. п.

Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но будет и взлет! Главная задача - установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Начните со сдержанного отношения к школьным неуспехам. Нужен кон­троль-помощь, а не контроль-давление.

Избегайте жесткой, прямолинейной помощи. Старайтесь, чтобы дети обратились к вам за помощью сами.

 

Материал подготовила педагог-психолог А.А. Баклушина

 

При написании статьи использованы материалы, собранные практическим психологом Натальей Соколовой: Семейная психология. -2003. -. №- 13.

 

 

Создание сайта: ITB-company. 2009