г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Тебя дразнят. Что делать? PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
10.10.2014 07:47

Здравствуй, юный друг! Тебе сверстники «приклеили» прозвище, и ты не знаешь, что дальше делать?

Начнем с вопроса: «откуда берутся различные прозвища и клички и что они означают?».

Изначально от прозвищ произошли нынешние фамилии, так как люди должны были каким-либо образом отличать одного Василия от другого, они называли одного «Василий - кузнец», а другого «Василий - пахарь».

Эти прозвища показывали значимость, нужность человека, говорили о его профессионализме и не подразумевали ничего оскорбляющего и обидного, чего не скажешь о нынешних кличках и прозвищах.

В основе кличек и прозвищ лежит сравнение. Ребята чаще находят сравнения по иным признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.

Прозвища могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов, Рыбаков, Быков и т.д.).         В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе нередко можно встретить: Сухаря (Сухарев), Рыжего, Жиртреста, Шпалу (высокий человек) и даже Шкафа.

За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный   ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий, таким образом, мстит за собственное унижение.

Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Твои действия, когда тебя провоцируют на конфликт:

1. Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

2. Сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?"

3. Можно согласиться с прозвищем: "Да, дома мне тоже говорят, что я похож на пингвина. Я в дедушку. У него тоже была такая походка". Когда теряется новизна прозвища, оно становится неинтересным, и чаще всего от него отказываются. Путь для конфликта закрыт.

4. Попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся".

5. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных и показать, что обидчик тоже может оказаться в роли жертвы.          Иногда именно этот шаг останавливает грубияна, который уверен, что обижать может только он, а остальным предписано быть жертвой. Фактор неожиданности срабатывает и дает положительный результат.

Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

Очень часто дети стремятся с     помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Обычно в таких случаях используется прием "брать на слабо".

При всех говорят, что он не делает что-то, потому что "трус", "слабак", ставя его, таким образом,  перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих "размазней" и "хлюпиком".

Запомни!!! Ты никому ничего не должен. Ты имеешь  право отказаться делать то, что от тебя требуют, и прямо сказать, что  мне это не нужно.

Твердая позиция человека, который точно знает, что ему нужно, а что нет, в любом случае вызывает уважение. Провокаторы почувствуют поражение и скорее всего не станут настаивать на своем.

Несколько полезных советов для тебя:

Будь  интересным собеседником, знающим человеком, открытым и добрым, верным другом – тогда у сверстников не будет повода давать тебе обидные прозвища.

В более старшем, возрасте клички тоже часто могут быть не средством обиды,  их наличие символизирует принадлежность к определенной группе детей. Это, своего рода, пропуск в коллектив. Бывает, что ребенок даже гордится тем, что к нему обращаются, используя «дразнилку». Он с удовольствием откликается на нее, и даже представляется сверстникам не именем, а прозвищем.

Обижаться на обзывательства сверстников, значит вложить в руки нападающих козырные карты. Увидев такую реакцию, они и впредь будут дразнить тебя, когда захотят поддеть. Напротив, равнодушная реакция приведет к тому, что обидчик потеряет интерес к своей «жертве».

Завоевывать авторитет нужно за счет собственных навыков, умений, талантов, а не за счет высмеивания других людей, как это делают твои обидчики.

Резкая смена поведения заставит детей оставить в покое тебя, а тебе, в свою очередь, значительно поднимет самооценку.

В нашем Центре ты всегда можешь получить консультацию специалиста по интересующим тебя вопросам. Мы рады тебе помочь!

 

Информацию по материалам интернет сайтов

подготовила социальный педагог Водзаковская А.В.

 

Создание сайта: ITB-company. 2009