г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Пальчиковые игры PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
01.10.2014 15:35

Уважаемые родители!

Чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает ребенок, окружающий мир, осваивает его премудрости. Сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики!
Все движения рук ребенка можно разделить на уровни. Каждому уровню соответствуют свои пальчиковые упражнения.

Первый уровень

На этом уровне совершаются быстрые ритмические движения, связанные с принятием и удерживанием определённой позы. В такую работу вовлекаются десятки мышц тела, конечностей. Обеспечивают их правильное чередование парные и логоритмические игры.

Второй уровень

Движения носят ясно выраженный целевой характер, имеют начало  и конец: ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. С помощью этих движений давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают что-либо, подобные движения отрабатываются в массажных, тактильных, жестовых силовых и предметных ориентировочных играх. К этому же уровню относятся и движения прицеливания,
а так же установочно-выжидательные движения. Творческие игры и жестовые игры-имитации способны вовремя поддержать процесс развития этих важных движений рук.

Третий уровень

Это действия, связанные с точностью и зрительным контролем. Освоить движения в системе «глаз-рука» помогут предметные дидактические игры. Эти игры способны «настроить» руку и на выполнение таких действий, как вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, плетение, надевание одежды.

Четвертый уровень

Это уровень подготовки руки к письму, а также бытовых действий, которые требуют особой подвижности мелких мышц кисти: вышивание, шитьё, чистка овощей. Развитие кисти руки для совершения подобных движений в очень большой степени лежит в «зоне ответственности» предметных графических игр, наряду с ними процесс освоения предметных действий хорошо поддерживают жестовые игры-диалоги.

Во время занятий с ребенком важно соблюдать несложные правила:

- приступайте к игре, когда и вы, и ваш ребенок в хорошем настроении;

- взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

- взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка;

- взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает тест;

- ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

- ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает ему и помогает;

- демонстрируйте ребенку собственную увлеченность игрой;

- обращайте внимание на то, насколько увлечен игрой сам ребенок;

- не ставьте перед собой задачу обучить ребенка всем движениям игры сразу, в один момент (а так же выучить «от и до» стихотворное сопровождение);

- расширяйте возможности участия ребенка в игре постепенно;

- не принуждайте ребенка начать или продолжить игру, если он этого не хочет;

- похвалите ребенка за правильно выполненные задания.

Дополнительные рекомендации

- Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь

предварительно согреть руки, например, погрузить их в теплую воду, подержав под струёй горячей воды, растереть ладони.

- Чтобы содержание игры было ребенку более понятным и образным, лучше предварительно кратко познакомить ребенка с персонажами. Сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. - Не забывайте расширять диапазон игр.

- Все упражнения следует показывать и выполнять медленно. Стремитесь, чтобы ребенок увлекся показом и его комментарием.

- Во время разучивания следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение пальцев (или ладоней, кистей) и правильно переключался с одного движения на другое. Особенно важно, чтобы смена показов соответствовала произносимому литературному тексту.

«Кольцо»

Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.


«Дом»

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

«Очки»

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

«Флажок»

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

«Горит на солнышке флажок,

Как будто я

Огонь зажег.»

(с) А. Барто

«Лодка»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Стул»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет
это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.

«Стол»

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

«Грабли»

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

«Цепочка»

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

«Скворечник»

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

«Ёлка»

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу
не прижимаются.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью не увядает,

Зимой не умирает.

«Собака»

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный, и мизинец подняты вверх.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

«Лошадь»

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойся.

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

«Человечки»

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик

средь ветвей.

Кто угонится за ней?

«Белочка»

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

Наш мизинчик

Утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать, —

Братьев в садик провожать.

«Мизинчик»

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизин­цем касаться друг друга.

Этот пальчик—дедушка,

Этот пальчик—бабушка,

Этот пальчик—папочка,

Этот пальчик—мамочка,

Этот пальчик—я—

Вот и вся семья!

«Моя семья»

Одной рукой ребенок показывает на пальцы другой руки, которые названы в тексте.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй

«Каравай»

Движения «замешивания теста».

Имитация перекладывания «теста» из руки в руку.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

друг без друга им нельзя.

«В гости»

Выставляем вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Кулаки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

«Вертолет»

Четыре пальца левой руки, кроме большо­го, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед
и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

«Осенние листья»

Начиная с большого, дети по очереди загибают к ладони пальчики.

Сжимают и разжимают кулачки.

Теперь пальцы поочередно разгибают, также начиная с большого.

Ладошки с разведенными пальцами сводят вместе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор вышли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

«Наша прогулка»

Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.

Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.

Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.

Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.

Шел один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки.

Вдруг навстречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,

На лапках острые царапки.

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать.

«Шел один я…»

Ребенок показывает один пальчик.

Ребенок показывает два пальчика.

Ребенок показывает три пальчика.

Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.

Ребенок показывает четыре пальчика.

Ребенок «царапает» поверхность стола.

На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков.

Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.

Стали дети кататься

И в снегу кувыркаться.

Захотели в снежки поиграть.

Стали лепить их кидать.

Начали снежные комья катить.

Начали снежную бабу лепить.

Весело зимой!

Не хочется домой

«Весело зимой»

Ладони держат горизонтально перед грудью и делают движения вперед назад, словно катятся на лыжах.

Синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки («кувыркание»).

Перекладывают воображаемый «снежок». Из одной ладошки в другую, дыша на руки.

«Лепят воображаемые снежок, а затем также «бросают» его вперед.

Имитация соответствующих движений.

Обе руки снизу вверх округлыми движениями изображают три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький.

Руки торжественно  поднимают вверх. Головой отрицательно покачивают, руками - отрицательные взмахи.

Литература:

1. Агапова И.А,, Давыдова М.А. «Мальчик-пальчик, где ты был?». Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011.

2. Дошкольное воспитание 1989 г. № 3

3. Мальцева И.В. пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.

4. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь.– СПб.: Лань, 1997.

Материал подготовила учитель – дефектолог Петлина Г.А.

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009