г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

12 обязательных упражнений для развития фонематического слуха.


Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.  
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.

Упражнения:

1.    Выделения из слова первого звука.

2.    Выделения из слова последнего  звука.

3.    Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.

4.   Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

5.   Придумывание слов с заданным звуком.

6.   Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).

7.    Определение количества звуков в слове.

8.   Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый); (какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).

9.   Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

10.  Придумывание слов с заданной характеристикой.  
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.

11.  Выкладывание звуковой схемы слова, где  каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.

12.  Придумывание слов по заданной  звуковой схеме.


Примеры конкретных упражнений.


1.   Назови первый звук в словах:  астра, кот,  нож, утка,  ива,  осень,  рыба,  лиса, трактор.

2.   Назови последний звук в словах:  весна,  кот,   дом,  сыр,  носки, кенгуру,  сын,  стол.

3.   Скажи: есть или нет звук [у] в словах:  лук,  утка, сыр,  лыжи,   дом,  кубик,  кенгуру, лист, зуб, рыба.

4.   Скажи: где находится  звук [у] в словах в начале, в середине или в конце:  утка, лук, кенгуру,  кубик,   усы.

5.   Придумай слова со звуком [у].

6.   Придумай слова со звуком [у] в  середине.

7.   Скажи: сколько звуков в словах:  дом, мама, кошка, рыба,  карандаш, фонтан,  крокодил.

8.   Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук,  назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком  [к’],
между звуками [с] и  [и]

9.   Расскажи о  четвёртом звуке в слове носки.

10.  Придумай слово,  чтобы последний звук в слове был гласный.

11.  Составь звуковую схему слова носки.

12.  Придумай слово по схеме.

 

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом Терещенко Натальей Владимировной

 

Создание сайта: ITB-company. 2009