г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Как научить детей читать быстро. Часть 2


В этой статье я отвечу на вопросы:

- Когда увеличивается скорость чтения?

- Как увеличить скорость чтения?

- Как измерять скорость чтения?

О чем нужно помнить, работая над увеличением скорости чтения?

С помощью каких упражнений можно увеличить скорость чтения?

Скорость чтения увеличивается,

1) когда ребенок переходит от чтения по слогам к чтению целыми словами;

2) когда ребенок сокращает количество пауз между словами.

Чтобы измерить скорость чтения нужно:
1)выбрать текст,
2)с помощью секундомера засечь минуту,
3)попросить ребенка читать текст вслух, пока Вы   не скажите: «Стоп»,
4)посчитать количество прочитанных слов.
5)записать  скорость чтения – количество слов, прочитанных за минуту.
Еще один быстрый способ измерения скорости чтения - с помощью компьютерной программы, которую вы можете скачать здесь.

Скорость чтения можно увеличить с помощью упражнений.

Во время работы над  увеличением скорости чтения нужно помнить о том, что не должны страдать такие качества чтения как правильность и понимание прочитанного.
Над этими свойствами чтения нужно вести работу параллельно с отработкой скорости чтения.

Упражнения:
1.    Самый простой прием, но один из самых эффективных:

Чтение одного и того же текста несколько раз, каждый раз измеряя скорость чтения.  С каждым разом скорость должна увеличиваться.

2.    Чтение по догадке:
Хорошо читающий человек никогда не прочитывает слово целиком, он читает лишь часть слова, остальную часть он додумывает сам, догадывается о том, что должно быть написано дальше, за счет этого приема растет скорость чтения.

Детей нужно специально учить «чтению по догадке»

Остановимся на том, какой вред может принести ребенку чтение по догадке, если он сам додумался до этого приема и не знает обо всех подводных камнях чтения по догадке.  
Ребенок начинает договаривать слова неправильно, искажая их смысл, в связи с чем страдает правильность и понимание прочитанного.

Чтобы избежать искажений слов при чтении по догадке, нужно использовать специальные тексты, где возможно только одно толкование слова или оно  легко  восстанавливается из контекста.

Тексты упражнений  вы можете посмотреть здесь или составить самостоятельно.

Виды упражнений при «чтении по догадке».
1)    Верхняя часть текста закрывается листом бумаги. Нужно прочитать текст, догадываясь по нижним половинкам букв.

2)    Нижняя часть текста закрывается листом бумаги. Нужно прочитать текст, догадываясь по верхним половинкам букв.

3)    Пропускаются гласные, слова восстанавливаются за счет согласных:
Ид.т   б.ч.к,   к.ч..тс.,   взд.х..т   н.   х.д.  .

4)    Пропускается конец слова, слово восстанавливается по началу  и с помощью контекста:
Красн…     яблоко     лежа….      на     сто…  .

5)    Пропускается начало  слова, слово восстанавливается по концу  и с помощью контекста:
….йку      …..сила    ……йка,   
под     …ждем       ….тался      ……ка .

6)    Пропускается середина слова, слово восстанавливается по началу  и  концу  с помощью контекста:
Бе…й    с…г      пу…..й
В   воз….е       кру …..ся,
И   на     з…лю     т….о
Па….ет,        ло…..ся.

Упражняя детей в чтении по догадке, Вы должны помнить о том, что одновременно  нужно:

1)  упражнять детей в  безошибочном чтении и в понимании смысла прочитанного;

2)  работать над увеличением словарного запаса ребенка;

3) развивать память, внимание и мышление.

Итак, подведем итоги:

Скорость чтения можно увеличить, если

1)    Многократно читать один и тот же текст

2)    Тренироваться с помощью специальных упражнений в «чтении по догадке».

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом Терещенко Натальей Владимировной

 

Создание сайта: ITB-company. 2009