г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Как научить детей читать быстро.


В  статье «Как увеличить скорость чтения» я расскажу о таких интересных приемах увеличения скорости чтения как:  

- расширение угла зрения;  

-усложненное чтение;

-выборочное чтение.

Когда мы читаем, наши глаза двигаются. Это движение состоит из скачков и остановок (фиксаций взгляда). Информация воспринимается глазом только в момент остановки (фиксации).

Скорость чтения зависит от:

-количества остановок (фиксаций) на строке;

-количества слов,  узнаваемых за одну остановку.

На скорость чтения также влияют регрессии (возвратные движения глаз).

Регрессии возникают из-за:

-невнимательного чтения;

-незнания значения слов;

-неумения соотносить значения слов, то есть непонимания смысла предложения;

Чтобы увеличить скорость чтения нужно:

-сократить количество регрессий (возвратных движений глаз);

-сократить количество фиксаций (остановок  взгляда на строке);

-увеличить   количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию.


Количество слов (участок строки), воспринимаемое за одну фиксацию называют углом или полем зрения.

Если расширить поле зрения,  то увеличится скорость чтения.

Поле зрения можно расширить с помощью упражнений.

Упражнения на расширение поля зрения.

1)    «Читаем слоги»

С левой стороны  таблицы  одна буква слога,  с  правой – другая.

Смотрим в центр таблицы, читаем слог, стараясь  увидеть буквы боковым зрением. Расстояние между буквами в процессе тренировок увеличиваем.

То же упражнение можно проводить, читая слова и словосочетания.

2.«Цифровые и буквенные таблицы».

Смотрим в центр таблицы, называем цифры по порядку  или  буквы по алфавиту:
1    
10    
15    
5

8    

14    
2    
13

11    
7    
16    
4

3    
12    
9    
6



а    
в    
ё    
л

ж    

к    
н    
д

г    
и    
б    
п

м    
е    
з    
о


Следующий прием для увеличения скорости чтения – это усложненное чтение.

Чтобы усложнить процесс чтения нужно читать не так, как привыкли, а, например, задом  наперед или справа налево.

. лоп  ан  укшим    илинорУ

Эффект усложнения состоит в том, что возвращаясь  к нормальному режиму чтения, ребенок испытывает легкость и читает быстрее, чем читал обычно.


Сочетать два приема: усложненное чтение и расширение поля зрения поможет следующее упражнение.


Текст разрезается на две части по вертикали.  Первый кусок текста наклеивается на картон ровно, а второй  смещается относительно первого по горизонтали и вертикали.

Можно разрезать текст на три и более части и сместить вниз на несколько строк.


Выборочное чтение.

Таким приемом как выборочное чтение опытный читатель пользуется в следующих случаях:

-когда нужно просмотреть книгу или статью  очень быстро,

- когда нужно составить о книге или статье первичное впечатление, то есть ознакомиться с ней;

-когда нужно найти в тексте конкретную информацию.


В перечисленных ситуациях человек читает не все подряд,  а выбирает и читает отдельные фрагменты текста.

Когда мы пользуемся выборочным, а  не сплошным чтением, то  скорость чтения увеличивается.

Детей выборочному чтению нужно учить с помощью упражнений.

Упражнения для обучения выборочному чтению.

1.     Найди и обведи:

1)    Найди в тексте и обведи заданные буквы или слова.

2)    Найди в тексте и обведи слова, которые начинаются на гласную.

3)     Найди в тексте и обведи имена существительные женского рода или глаголы прошедшего времени.

Заданий такого рода можно придумать великое множество в зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка.

2.      Читай по правилу:

1)     Одно слово (предложение) вслух, одно «про себя», следующее снова вслух и так далее.

2)    Одно слово (предложение) читаешь ты, а другое  - читаю я, следующее – снова ты и так далее.

3.      Найди и прочитай предложение (несколько предложений) о том, как

(задания по сказке А. Толстого «Золотой ключик»)

- Карло делал Буратино,

- Буратино разговаривал с Говорящим Сверчком,

-Буратино обменял «Азбуку» на билет в кукольный театр.

И так далее…

4.     Найди  в тексте подписи к иллюстрациям в книге.

5.     Найди в тексте ответы на вопросы.

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом Терещенко Натальей Владимировной

 

Создание сайта: ITB-company. 2009